Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Несмотря на благоприятную конъюнктуру, российское пчеловодство отстает от мировых лидеров.
Производство меда в мире резко сокращается. Цены на мед уже достигли 3000 долларов за тонну, и излишки этого продукта на мировом рынке отсутствуют. Казалось бы, вот он, шанс для наших пчеловодов вырваться в мировые лидеры. Однако нерешенные проблемы отрасли мешают им развернуться в полную силу.
В 2010 году объем производства меда в России составил около 109 тыс. тонн. В прошлом году пчелы сильно пострадали от аномальной жары. При этом глава Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов уверен, что отечественные компании могут производить до 1 млн тонн меда, то есть потенциал отрасли используется только на 10%.
Эксперты, отмечают, что популярность пчеловодства во многих регионах России падает. Фермеры избавляются от пасек и продают земельные участки под строительство загородных домов. И это при том, что цены на российский мед динамично растут. По мнению А. Бутова, основная причина удорожания меда — рост себестоимости производства. Прежде пасеки располагались неподалеку от колхозных полей, на которых, например, сеяли гречиху. Сегодня пасечники вынуждены использовать кочевой вид пчеловодства и поэтому находятся в зависимости от цен на бензин.
Доля России на мировом рынке меда невелика — всего около 450 тонн. Всего же в мире производится около 1, 4 млн тонн меда, из них экспортируется около 400 тыс. тоннПо мнению А. Бутова, государство почти не поддерживает пчеловодство, в то время как во многих странах пчеловоды пользуются льготным кредитованием и другими преференциями. Кроме того, в пчеловодстве больше бюрократических барьеров, чем в какой-либо другой сельскохозяйственной отрасли. Пчеловоды, например, должны дважды получать ветеринарное свидетельство — на мед, как сырье, и на тот же самый мед в уже расфасованном виде. В отличие от других медовых держав, у нас нет кооперативов пчеловодов, оперирующих в области экспорта меда. Для большинства посреднических компаний торговля медом на отечественном рынке остается более прибыльным и менее рискованным делом, чем его экспорт.
Отсюда и результат — доля России на мировом рынке невелика, всего около 450 тонн, то есть менее 1%. Всего же в мире производится около 1, 4 млн тонн меда, из них экспортируется около 400 тыс. тонн. Лидером здесь является Китай, на который приходится примерно пятая часть мирового производства. Далее следуют — США, Аргентина, Турция, Мексика, Украина, Индия.
Сверхнизкие цены на китайский мед наносят сильный удар по производителям всех стран, в которые поставляется китайская продукция. В Европе и США более всего пострадали производители меда, ориентированные на работу с промышленными предприятиями, использующими мед для производства продуктов питания, продукция которых практически сразу стала неконкурентоспособной. Многочисленные общественные организации, объединяющие пчеловодов в Европе, Америке и Канаде, не могли мириться с постепенным угасанием отрасли и ввели ограничения на поставки китайского меда.
Китайские компании занижают экспортные цены на свой мед, маскируют его под более дешевые "подсластители" или под продукцию третьих стран в целях обхода зарубежных антидемпинговых, санитарных и других барьеров. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона охотно участвуют в аферах по "отмыванию" китайского меда.
По оценке американской компании Global Industry Analyst (GIA), к 2015 г. производство меда в мире может возрасти до 1, 9 млн тонн. Произойдет это благодаря повышению спроса на мед, возросшей уверенности потребителей в его качестве, а также расширению ассортимента пищевых продуктов, в которых присутствует мед. В списке таких продуктов значатся йогурты, детское питание, напитки и приправы. Однако эксперты GIA подчеркивают, что указанный прогноз реализуется только в случае, если удастся остановить массовую гибель пчел.
По данным GIA, ведущую роль на внутренних и внешних медовых рынках играют 166 компаний. Среди них лишь единицы публикуют информацию о конъюнктуре медового рынка. Для подобной скрытности у торговцев медом имеются свои причины. Медовые компании развитых стран широко практикуют сбыт не подвергшегося обработке дешевого импортного меда из развивающихся стран или смесей с ним под маркой "отечественного" продукта.
Российский медовый рынок во многом сохраняет признаки рынка "непрозрачного" и "неорганизованного". Отсутствуют маркетинговые исследования, социологические опросы и другие "замеры", которые могли бы прояснить ситуацию на этом рынке. По состоянию на 2004 год российские пчеловоды продавали "перекупщикам" около 50% производимого меда. Профессиональный сектор, который теоретически мог бы составить конкуренцию посредникам, играет в российском пчеловодстве скромную роль, для российского рынка все более актуальной становится проблема фальсификации меда. Пользуясь сложившейся ситуацией на рынке, многие поставщики меда сегодня прибегают к фальсификации продукции с целью увеличения прибыли. Эти фальсификации могут носить различный характер. Наиболее выраженной формой фальсификации является мед, изготовленный из сиропов. Другая распространенная форма — мед, полученный в результате переработки пчелами вместо естественного нектара сахарного сиропа (иногда с добавлением экстрактов лечебных трав и витаминов) — таким способом получается "экспрессный лекарственно-витаминный мед". Часто в целях снижения себестоимости к меду подмешивают различные продукты: сахарный сироп, сахарин, свекловичную или крахмальную патоку, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел и другие ингредиенты.
Наиболее частыми формами фальсификации является использование известных брендов российского медового рынка применительно к продукции, которая никакого отношения к этим брендам не имеет, а также подача обыкновенного меда, собранного из разнотравья, как некоторого элитного вида — липового, гречишного и других.
И торгуют у нас медом иначе, чем в других "медовых" странах. Например, в США столовый мед по большей части реализуется через супермаркеты. Сходная тенденция сегодня наблюдается и у нас: мед с ярмарочных и рыночных прилавков постепенно переходит в магазины, где конкурирует с другими видами сладкой продукции. Но реализация меда через крупные продовольственные сети предъявляет более высокие требования к его качеству, внешнему виду и другим характеристикам. Поэтому участники медовой индустрии вынуждены тратить все больше средств на проведение анализов меда, рекламу его как полезного, натурального и экологически чистого продукта и его продвижение к потребителю.
Опыт многих развитых стран показывает, что поставлять мед в розничные торговые сети и другие центры розничных продаж в ряде случаев оказывается не под силу даже преуспевающим пчеловодам-профессионалам, не говоря уж о любителях. На Западе профессионалы предпочитают сбывать свою продукцию компаниям-посредникам, которые занимаются также транспортировкой, хранением, купажированием, фасовкой, рекламой, поиском рынков сбыта меда и т.д. Соответственно, и доходы фермера от продажи произведенной им продукции составляют в среднем лишь 20%, оставшиеся 80% получают посредники.
По некоторым оценкам, сегодня в России производители меда продают перекупщикам около 50% своего меда. Сбывать мед производителям помогают разного рода ассоциации и союзы. По мнению экспертов, поиск оптимальных путей сбыта продукции будет становиться все более значимым в перспективе будущего.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 26.07.2011 12:24
Производство меда в мире резко сокращается. Цены на мед уже достигли 3000 долларов за тонну, и излишки этого продукта на мировом рынке отсутствуют. Казалось бы, вот он, шанс для наших пчеловодов вырваться в мировые лидеры. Однако нерешенные проблемы отрасли мешают им развернуться в полную силу.
В 2010 году объем производства меда в России составил около 109 тыс. тонн. В прошлом году пчелы сильно пострадали от аномальной жары. При этом глава Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов уверен, что отечественные компании могут производить до 1 млн тонн меда, то есть потенциал отрасли используется только на 10%.
Эксперты, отмечают, что популярность пчеловодства во многих регионах России падает. Фермеры избавляются от пасек и продают земельные участки под строительство загородных домов. И это при том, что цены на российский мед динамично растут. По мнению А. Бутова, основная причина удорожания меда — рост себестоимости производства. Прежде пасеки располагались неподалеку от колхозных полей, на которых, например, сеяли гречиху. Сегодня пасечники вынуждены использовать кочевой вид пчеловодства и поэтому находятся в зависимости от цен на бензин.
Доля России на мировом рынке меда невелика — всего около 450 тонн. Всего же в мире производится около 1, 4 млн тонн меда, из них экспортируется около 400 тыс. тоннПо мнению А. Бутова, государство почти не поддерживает пчеловодство, в то время как во многих странах пчеловоды пользуются льготным кредитованием и другими преференциями. Кроме того, в пчеловодстве больше бюрократических барьеров, чем в какой-либо другой сельскохозяйственной отрасли. Пчеловоды, например, должны дважды получать ветеринарное свидетельство — на мед, как сырье, и на тот же самый мед в уже расфасованном виде. В отличие от других медовых держав, у нас нет кооперативов пчеловодов, оперирующих в области экспорта меда. Для большинства посреднических компаний торговля медом на отечественном рынке остается более прибыльным и менее рискованным делом, чем его экспорт.
Отсюда и результат — доля России на мировом рынке невелика, всего около 450 тонн, то есть менее 1%. Всего же в мире производится около 1, 4 млн тонн меда, из них экспортируется около 400 тыс. тонн. Лидером здесь является Китай, на который приходится примерно пятая часть мирового производства. Далее следуют — США, Аргентина, Турция, Мексика, Украина, Индия.
Сверхнизкие цены на китайский мед наносят сильный удар по производителям всех стран, в которые поставляется китайская продукция. В Европе и США более всего пострадали производители меда, ориентированные на работу с промышленными предприятиями, использующими мед для производства продуктов питания, продукция которых практически сразу стала неконкурентоспособной. Многочисленные общественные организации, объединяющие пчеловодов в Европе, Америке и Канаде, не могли мириться с постепенным угасанием отрасли и ввели ограничения на поставки китайского меда.
Китайские компании занижают экспортные цены на свой мед, маскируют его под более дешевые "подсластители" или под продукцию третьих стран в целях обхода зарубежных антидемпинговых, санитарных и других барьеров. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона охотно участвуют в аферах по "отмыванию" китайского меда.
По оценке американской компании Global Industry Analyst (GIA), к 2015 г. производство меда в мире может возрасти до 1, 9 млн тонн. Произойдет это благодаря повышению спроса на мед, возросшей уверенности потребителей в его качестве, а также расширению ассортимента пищевых продуктов, в которых присутствует мед. В списке таких продуктов значатся йогурты, детское питание, напитки и приправы. Однако эксперты GIA подчеркивают, что указанный прогноз реализуется только в случае, если удастся остановить массовую гибель пчел.
По данным GIA, ведущую роль на внутренних и внешних медовых рынках играют 166 компаний. Среди них лишь единицы публикуют информацию о конъюнктуре медового рынка. Для подобной скрытности у торговцев медом имеются свои причины. Медовые компании развитых стран широко практикуют сбыт не подвергшегося обработке дешевого импортного меда из развивающихся стран или смесей с ним под маркой "отечественного" продукта.
Российский медовый рынок во многом сохраняет признаки рынка "непрозрачного" и "неорганизованного". Отсутствуют маркетинговые исследования, социологические опросы и другие "замеры", которые могли бы прояснить ситуацию на этом рынке. По состоянию на 2004 год российские пчеловоды продавали "перекупщикам" около 50% производимого меда. Профессиональный сектор, который теоретически мог бы составить конкуренцию посредникам, играет в российском пчеловодстве скромную роль, для российского рынка все более актуальной становится проблема фальсификации меда. Пользуясь сложившейся ситуацией на рынке, многие поставщики меда сегодня прибегают к фальсификации продукции с целью увеличения прибыли. Эти фальсификации могут носить различный характер. Наиболее выраженной формой фальсификации является мед, изготовленный из сиропов. Другая распространенная форма — мед, полученный в результате переработки пчелами вместо естественного нектара сахарного сиропа (иногда с добавлением экстрактов лечебных трав и витаминов) — таким способом получается "экспрессный лекарственно-витаминный мед". Часто в целях снижения себестоимости к меду подмешивают различные продукты: сахарный сироп, сахарин, свекловичную или крахмальную патоку, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел и другие ингредиенты.
Наиболее частыми формами фальсификации является использование известных брендов российского медового рынка применительно к продукции, которая никакого отношения к этим брендам не имеет, а также подача обыкновенного меда, собранного из разнотравья, как некоторого элитного вида — липового, гречишного и других.
И торгуют у нас медом иначе, чем в других "медовых" странах. Например, в США столовый мед по большей части реализуется через супермаркеты. Сходная тенденция сегодня наблюдается и у нас: мед с ярмарочных и рыночных прилавков постепенно переходит в магазины, где конкурирует с другими видами сладкой продукции. Но реализация меда через крупные продовольственные сети предъявляет более высокие требования к его качеству, внешнему виду и другим характеристикам. Поэтому участники медовой индустрии вынуждены тратить все больше средств на проведение анализов меда, рекламу его как полезного, натурального и экологически чистого продукта и его продвижение к потребителю.
Опыт многих развитых стран показывает, что поставлять мед в розничные торговые сети и другие центры розничных продаж в ряде случаев оказывается не под силу даже преуспевающим пчеловодам-профессионалам, не говоря уж о любителях. На Западе профессионалы предпочитают сбывать свою продукцию компаниям-посредникам, которые занимаются также транспортировкой, хранением, купажированием, фасовкой, рекламой, поиском рынков сбыта меда и т.д. Соответственно, и доходы фермера от продажи произведенной им продукции составляют в среднем лишь 20%, оставшиеся 80% получают посредники.
По некоторым оценкам, сегодня в России производители меда продают перекупщикам около 50% своего меда. Сбывать мед производителям помогают разного рода ассоциации и союзы. По мнению экспертов, поиск оптимальных путей сбыта продукции будет становиться все более значимым в перспективе будущего.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
26.07.2011 12:24