• Главная » 
  • Статьи » 
  • Анализ готовности потребителя к росту цен на продукты.
#1
Рынок продуктов питания один из самых обсуждаемых продуктовых рынков в 2011 г. Всех волнует колебания производства, изменение мировых тенденций потребления. Но особенно активно обсуждается тенденция роста цен на продукты питания.

Много писалось об общей тенденции повышения цен на мировых рынках, в том числе и за счет природных катаклизмов, и за счет роста потребления стран «третьего мира». Однако для нашей страны тенденция роста цен усилена инфляционными процессами.

Как же обстоит ситуация с ростом цен на продукты питания для Сибири? Разберем факты на примере Сибирского федерального округа, использовав данные федеральной службы статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosst … ite/main/, http://gks.novosibstat.ru/default.aspx).

С начала этого года цены на продовольственные товары выросли в Сибирском федеральном округе на 5, 5% (в среднем по разным видам товаров рост цен составил только 4, 9%). Причем в 5 регионах рост цен на продовольственные товары составил 6% и более – это республики Алтай, Хакассия, Тыва, Бурятия и Иркутская области.

Рисунок 1. Индекс роста цен на продукты питания по отдельным регионам СФО.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/176/UFaPv12_.jpg


Примечательно, что больший, чем в среднем по региону, рост отмечен в регионах, доля в которых сельского хозяйства выше, чем в среднем по СФО. Так, доля ВРП, приходящаяся на сельское хозяйство, составляет в СФО в среднем 7, 3% (данные на 2010 г.), тогда как средняя доля по названным регионам – 11, 9%.

Наименьший в СФО рост цен на продовольствие отмечен в Омской области и Алтайском крае, также демонстрирующем большую долю в ВРП сельского хозяйства. Таким образом, мы не можем связать сам факт роста цен с развитостью или неразвитостью сельского хозяйства в конкретном регионе и вынуждены признать значимость глобальный рыночных тенденций (на уровне страны, мира).

Структурно рост цен на продукты разнообразен. Так, в Новосибирской области наибольший рост показали цены на пшено и гречневую крупы (в 1, 5 раза), картофель (на 28, 5%) и овощи (на 26, 2%), а яйца, фруктовые соки, соль и сахар цены, наоборот, снизились. (на 6, 4%, 4, 6%, 3, 8% и 2, 7% соответственно). В то же время беспокоит, что повышение коснулось именно основных продуктов питания, занимающих важное место в ежедневном рационе.

Каковы последствия такого роста цен? Как скажется он на покупательной способности населения?

Сегодня среднедушевые денежные доходы жителя Новосибирской области составляют 14694, 7 руб. на человека в семье. Примерно 30, 9% расходов жителя составляют расходы на покупку продуктов питания (данные 2009 г, в среднем доля расходов на питания по СФО -31, 2%), т.е. средние расходы на питания составляет сегодня сумму, близкую в 4500 рублям.
Стоимость минимального набора продуктов питания в НСО составляет сегодня всего 3043, 15 руб. С начала года стоимость выросла на 11, 3%. 54% из этой суммы приходится на хлеб, крупы, макаронные изделия, а также фрукты и овощи (т.е. на продукты, показывающие сегодня рост цен).

Стоит учесть достаточно высокую степень расслоения населения, когда 20% наиболее обеспеченных обладают 45% всех доходов. (т.е. на 80% остальных приходится только 55% объема всех доходов). В этой ситуации становится понятно, что рост цен на основные продукты питания будет приводить к постепенным изменениям структуры расходов россиян, к росту субъективного ощущения бедности основного населения.

При этом, по данным опроса ВЦИОМ, приведенным в марте 2011 г, только 19% россиян планируют рост собственных доходов, причем в большей степени эта точка зрении яхарактерна для молодежи. 68% считает, что их материальное положение останется прежним или ухудшится. 81% считающих, что положение ухудшится, приписывают причину высокой инфляции, 53% назвали в кчаестве причны увеличение собственных расходов.

Долгосрочные изменения в потребительском поведении коснутся как производителей продуктов питания (потенциально это приведет к сокращению потребления тех продуктов, которые считаются в сознании потребителя «излишеством», «роскошью»), так и непродовольственных товаров.

Как именно будет меняться структура расходов мы с Вами сможем увидеть в будущем. Первые же результаты изменения потребительского поведения мы видим уже в пресс-выпусках ВЦИОМа.

Так, в июне 2011 г. опубликованы данные об использовании дачи в качестве собственной плантации. (выборка 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3, 4%.) Согласно данным ресечера, 81% россиян используют дачу для производства продуктов питания. Причем доля опрошенных, которые выращивают продукты на даче выросла с 72% в 2005 г до 81% в 2009 и остается такой в 2011.

В основном, это респонденты, проживающие в малых городах (81%) и селах (91%), а также опрошенные старше 45 лет (86-89%). Тех, для кого дача — место развлечения и отдыха, насчитывается только 23%.

Подавляющее большинство (94%) тех, кто использует дачу для сельскохозяйственных посадок, выращивает овощи (морковь, капуста, огурцы, помидоры и т.д.). На втором месте, так же, как и в 2009 году — зелень (89%). 83% опрошенных выращивают ягоды. Картофель сажают три четверти россиян (74%), причем доля таковых растет в более мелких городах и селах. Наименьшей популярностью пользуются зернобобовые культуры, их выращивает половина наших сограждан (51%), хотя за последний два года их доля выросла с 39% до 51%.
Это только одна из тенденций изменения потребительского поведения, «запущенная» кризисом 2008 г. Будет ли меняться потребительское поведение россиян? Как эта тенденция скажется на поведении жителей Сибири? Приведет ли рост цен к структурным сдвигам на рынке продовольствия? Все это мы увидим позже.

Малышева Рада — Компания Апра (маркетинг, исследования, реклама) для портала FOODMARKETSИсточник Статья добавлена Pavel_Mal
17.06.2011 12:18
    #2
    19.06.2011 19:12
    Откуда: Санкт-Петербург
    Сообщений: 103
    Карма: 0.37
    "средние расходы на питания составляет сегодня сумму, близкую в 4500 рублям" — это про Новосибирск. Кто нить верит в эти цифры? И основываясь на ц ифрах в этой статье нужно делать выводы. или не нужно…
        #3
        20.06.2011 06:54
        Откуда: не указан
        Сообщений: 0
        Карма: 0
        Artur11, сомнения ваши вполне понятны, но цифрам статистики, тем не менее, можно верить. По двум причинам.
        Первая — средняя на то и средняя, что учитывает всех, включая население с доходами ниже прожиточного минимума. Я много лет работала в исследованиях и видела, как постепенно данные статистики и независимых исследований выравниваются. Стоит учесть и сильное расслоение в регионе и стране.
        Большинство посетителей этой площадки просто напросто принадлежат к группе наиболее обеспеченных (например, для Новосибирска уровень доходов выше 15 -16 тыс. на человека в месяц уже выше среднего). Поэтому и осознать месячные расходы на питание в 5000 сложно.
        Вторая причина — других надежных и регулярно собираемых данных просто нет. Погрешности есть в любых данных, а статистика измеряет одно и то же, одним и тем же способом, поэтому она- незаменима.
            #4
            24.06.2011 10:36
            Откуда: Санкт-Петербург
            Сообщений: 103
            Карма: 0.37
            Ок. Убедили.
                • Главная » 
                • Статьи » 
                • Анализ готовности потребителя к росту цен на продукты.

                Информация

                Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
                FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение