• Главная » 
  • Статьи » 
  • У латвийских производителей продуктов питания в России ничего не получается
#1
Латвийские производители продуктов питания до сих пор не могут проторить себе дорогу на экспортные рынки. При том что литовцы и финны довольно уверенно чувствуют себя в этом смысле на необъятных просторах России. Чтобы узнать о причинах такой ситуации, газета «Час» встретилась с Улдисом Ронисом, председателем правления федерации пищевой промышленности Латвии. В данный момент в названной федерации — 46 членов. На их долю приходится 65% оборота пищевой отрасли страны.

«Мы — классическое лобби, стараемся отстаивать интересы членов федерации. Сейчас хотим объединить под своим флагом всех производителей пищевой продукции, найти общий язык с международными ассоциациями торговцев. Преследуем при этом весьма конкретные цели. Во-первых, считаем своей задачей препятствование преступному росту налогов. Во-вторых, мы взяли на себя функцию создавать стратегию народного хозяйства в области пищевой промышленности. Соответственно в сотрудничестве с министерствами разрабатываем законодательные программные документы. За время работы нам удалось накопить определенный опыт. Федерация выросла из Министерства пищевой промышленности ЛССР», — рассказывает Улдис Ронис.

Приоритетной задачей, по его словам, является экспорт. Внутренний рынок теряет покупательную способность. Чтобы сохранить индустрию как таковую, пищевая отрасль должна выходить на внешние рынки. Но тут свои проблемы, первая из которых — ликвидность.

«У нас денег не хватает, в банке взять не можем, — поясняет собеседник. — Идем к клиенту в Питере и просим заплатить предоплату, чтобы раскрутиться. Однако чудес не бывает, и пока нынешняя финансовая ситуация будет продолжаться, экспортировать продукцию будет трудно. Очень важны объемы рынка и ликвидность. Следующий вопрос — риски. Обжегшись на молоке — дуют на воду. Те, кто работал во времена кризиса 1998 года, имеют очень печальный опыт. Они боятся расширятся, экономят на маркетинге — лишь бы не прогореть. Образно выражаясь — не полетим на самолете, а пойдем пешочком. Маленькими шажками. Если есть результат — можно быстрее».

Приходится констатировать, что с экспортом у латвийских производителей продовольствия пока не ладится. В Санкт-Петербурге наших товаров мало. О Москве и говорить нечего.


«В Питере есть отдельные розничные сети, где нас можно увидеть, — продолжает Ронис. — В Москве нас не видно. По федеральным сетям — вообще ничего. Не хочу говорить о событиях годичной давности со всеми похождениями «Рижской марки». Многое видел сам, но решительно не понимаю, что там происходит. Если бы в действительности министерство экономики хотело и понимало, как идти на экспорт, и могло бы продвинуть свои вопросы в коридорах, дело бы сдвинулось с мертвой точки. Все упирается в деньги. Они есть — 140 миллионов латов на развитие в ипотечном банке лежат. Тут надо привлечь три умные головы, которые смогут оценить перспективные проекты, и поддержать лучшие. Вот нашу отрасль обозначили приоритетной, но я что-то не заметил, чтобы государство оказывало нам реальную поддержку».

По словам Улдиса Рониса, у государства не хватит денег, чтобы профинансировать кампанию по входу латвийского продовольствия на весь российский рынок. Целесообразно выбрать какой-то один регион. «К примеру, для начала взять город-миллионер, — говорит он. — К сожалению, у нас нет миллиона долларов, который мы могли бы вложить в маркетинг. На раскрутку, «входные» и плюс работу. Объединить маркетинговые бюджеты предприятий федерации вряд ли удастся. Это вопрос психологии. Если я отдаю свой продукт кому-то продавать, то я хочу, чтобы он продавал только его. Нужна единая схема продвижения. Чем, например, латвийское сливочное масло лучше российского? Решение тут принимает питерская тетя Клава, которая пришла в магазин. Там 16 сортов масла, и у нее будет 0, 23 секунды, чтобы принять решение. Если нет связки в мозгу: латвийское — хорошее, то ничего не будет».

Надо ли изобретать маркетинговый велосипед? Финны, эстонцы и литовцы уже давно продают свои товары на российском рынке. Что мешает латвийским производителям?

«Плохому танцору, как говорится… — иронизирует глава федерации пищевой промышленности. — Я не вижу, что бы глобально могло мешать этой затее. Может быть, желание иметь сразу все и нежелание жертвовать чем-то. И, конечно, недоверие. Дескать, кто-то другой на моих товарах заработает. Кроме того, правительство не дает экспортных гарантий. То есть дает, но механизм настолько громоздкий, что можно считать, что он почти не работает. Для того чтобы экспортировать, надо представить график поставок. То есть указать, как в Пскове будет продаваться моя колбаса. Да откуда я знаю, как она там будет продаваться?»

В ближайшее время планируется создание единого латвийского экспортного проекта. Будет ли это злосчастная «Рижская марка» или что-то еще?

«Пока непонятно, — говорит Ронис. — Мне вообще непонятно: «Рижская марка» — это бизнес или госпрограмма? Рижская дума подняла флаг, хотела продвигать и рекламировать этот проект, даже сделала корпоративные флешки, но если посмотреть в сами документы, то там ничего не ясно. Из них следует, что некое частное лицо на себя зарегистрировало «Рижскую марку». Дума делает какие-то странные оговорки, что муниципалитет не может регистрировать на себя товарный знак. И сразу настороженность: что-то в этом не так. Если это госпрограмма, то государства выступают как партнеры. Возникает доверие и уверенность в состоятельности дела. Если это бизнес, то Янис и Лолита посмотрели в глаза Сереге и Игорю и ударили по рукам. Цели конкретные, задачи понятные. Оба варианта имеют право на существование. Но среднего тут быть не должно.

Только что я позвонил в Торгово-промышленную палату человеку, который за «марку» отвечает. Он так и не смог мне ответить, какова реальная ситуация. Настроение по отношению к проекту не изменилось. Идея хорошая, но проект надо структурировать. Если будет такая возможность, то федерация будет брать какие-то готовые наработки. Если нет, то сами «родим» свой знак».

И все же остается самый главный вопрос: когда латвийские товары стройными рядами поедут на восток?

«Тут горизонт как минимум отодвигается на 18 месяцев. Дело в том, что розничные сети закупаются либо на год, либо на полгода. Начнем с местных сетей. Причешем ценовую политику, уберем маркетинговые заусенцы. В следующем году в мае можем стартовать в одном регионе России, а в 2013 году — развиваться по-крупному. Сейчас мне надо определить, что мы из наработок берем, а что выкидываем. Кроме того, поработаем с производителями и торговцами и попытаемся их организовать», — ответил Улдис Ронис.

Примечательно, что средства на маркетинг товаров в третьих странах выделяет Евросоюз. Но чтобы их получить — надо попотеть.

«Это все хорошо, но за 10 тысяч латов, которые они предлагают, можно снять небольшой стенд на выставке — только чтобы тебя заметили, — поясняет собеседник «Часа». — 75% суммы надо иметь самим, и, к сожалению, это и все. После скандала с «Экспо 2010» у нормальных производителей отбили охоту участвовать в государственных выставках, и они идут своим путем. Денег недостаточно, и качество отвратительное. Другое дело, что есть группы товаров, по которым можно получить более существенные деньги. На 20% своих средств можно получить финансы Евросоюза, если ты торгуешь молоком или мясом. В 2012 году члены федерации смогут получить такого рода поддержку — всего несколько миллионов, но тоже деньги. Однако в третьи страны другие продукты идти не должны, только самая основная сельскохозяйственная продукция — такова политика Евросоюза».Источник Статья добавлена Pavel_Mal
06.05.2011 08:36
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • У латвийских производителей продуктов питания в России ничего не получается

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение