#1
Практически в любом офисе можно встретить два типа сотрудников. В то время как одни плавно перетекают из курилки на рабочее место, попивая кофе и перманентно жалуясь на кризис, низкую зарплату и/или начальника, другие используют любую возможность, чтобы вылезти на работные сайты и пораньше закончить дневные труды с целью посетить очередное собеседование. Первые, годами совершая свой ритуал, снисходительно наблюдают за тем, как суетятся вторые. Вторые о первых задумываются не очень часто — в силу того, что новый день они могут встретить уже в другой компании.

Курс корпоративной биологии


«Прилипала» или «попрыгунчик»?
Затянувшийся кризис на рынке труда установил свои законы: работодатели стали разборчивее, они уже не кидаются на первого попавшегося кандидата с тем, чтобы срочно заткнуть дыру в штатном расписании, а долго и придирчиво отбирают нужного специалиста. Вновь вошло в обиход такое понятие, как «конкурс на замещение вакантной должности», первой ступенью которого является «конкурс резюме». В нем оценивается все — наличие необходимых навыков, солидность послужного списка, общий стаж и время работы на одном месте. Кому же при прочих равных отдадут предпочтение HR-специалисты — человеку, сменившему два места работы, но проработавшему на каждом по 5-7-10 лет, или человеку, сменившему за тот же срок десяток компаний? Первый более стабилен, второй может обладать более разносторонним опытом. Что лучше?

О терминах
Давайте сразу договоримся — в используемых ниже терминах нет никакой негативной коннотации. Мы употребляем их для удобства, чтобы отразить суть явления. Итак, перед нами два типичных представителя офиса — «прилипала» и так называемый «job hopper» или, в нашем вольном переводе с английского, «попрыгунчик».

«Прилипала» долгие годы может исполнять одни и те же обязанности, приходить в один и тот же офис, общаться с одними и теми же людьми — такими же «прилипалами» — и обсуждать с ними одни и те же проблемы. Впрочем, иногда в офисной жизни что-то меняется — приходят и уходят начальники и коллеги, прописываются новые регламенты, спускаются сверху новые инструкции, но «прилипала» продолжает спокойно и добросовестно делать свою работу. Жизненное кредо такого сотрудника — это взаимовыгодное сотрудничество с работодателем, то есть, по сути, симбиоз. Иногда «прилипалы» поднимаются по служебной лестнице, но не очень быстро и не очень высоко, поскольку они отдают предпочтение стабильности, а не амбициям.

«Попрыгунчик» нацелен на быстрый рост — карьерный или зарплатный, а часто на оба сразу. Он постоянно пребывает в поиске лучших условий, не задумываясь, бросит компанию, «высосав» из нее все возможное, и примет предложение конкурентов, если те предложат что-то поинтересней. «Попрыгунчик» откровенно скучает, сталкиваясь с рутиной, ему больше по душе работа творческая и та, где надо «руками водить». Есть и другая разновидность «попрыгунчиков» — так называемые «попрыгунчики поневоле», они тоже меняют места работы в поисках лучшей доли, но их требования более умеренные. «Попрыгунчик поневоле» часто уходит тогда, когда понимает, что неверно оценил обстановку в компании и свои перспективы. При благоприятном стечении обстоятельств он может задержаться в компании надолго и даже перейти в разряд «прилипал». Его ценности — достойная зарплата, разумный график работы, дружелюбный коллектив.

Из стана кандидатов


Тема частой смены мест работы и долгого сидения на одном месте уже неоднократно поднималась в наших проектах «Планета HR» и HeadHunter Live. Соискатели разделились на два лагеря.

Первый — это те, кто считает, что работу можно и нужно менять так часто, как человек понимает, что его что-то не устраивает. Соблазн хотя бы на время стать «попрыгунчиком» и почувствовать все прелести быстрого карьерного роста и материального дохода у таких кандидатов подчас перевешивает разумные опасения, что «потом» за это придется расплачиваться — в частности, тем, что нужно будет «выкручиваться» на собеседовании, объясняя менеджеру по персоналу причину своих частых перемещений.

Во втором лагере находятся соискатели, считающие, что даже если вас что-то не устраивает, лучше всего занять выжидательную позицию. Свою осторожность они как раз объясняют опасениями, что частое перебегание из компании в компанию может отпугнуть работодателей, и, в первую очередь, кадровые службы, которые предпочтут приглашать на интервью более постоянных кандидатов. Они очень боятся «испортить себе резюме», а значит, и дальнейшую карьеру.

Кризис обострил противоречия между лагерями. Убежденные «попрыгунчики» продолжают считать, что экономическая обстановка в стране — не повод отказываться от каких-либо амбиций. «Прилипалы», волей случая оказавшиеся без работы, уверяют, что сейчас главное «где-нибудь зацепиться» и затем «держаться изо всех сил за место». «Попрыгунчики поневоле» скорее склоняются к точке зрения «прилипал» и готовы терпеть «кошмарные условия» ради хоть какой-то стабильности, порой весьма призрачной.

Мнение менеджеров по персоналу

Так какая же линия поведения способна провести соискателя через «огонь, воду и медные трубы» в лице HR-специалистов прямо к заветному офисному креслу? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определить тот порог чувствительности менеджеров по персоналу, за которым лежит неумолимый отказ по причине «частой смены работы».

Свежий пример из проекта «Карьерный консультант» . «У меня в резюме стаж 3 года/3 года/7 лет/1 год. На последнем собеседовании мне сказали: «Вы очень часто меняете работу». Другой экспат, увидев цифру 7 лет, спросил: «Вы так долго проработали в этой компании? Для России это нонсенс, здесь никто больше 2-3 лет в одной компании не работает», — делится своим опытом анонимный соискатель (пунктуация авторов частично сохранена).

Так что есть «норма»? Однозначного мнения на этот счет нет. Представители профессии называют самые разные допустимые сроки смены мест работы. Диапазон широк — от полугода до пяти-семи лет. В среднем менеджеры по персоналу называют срок в полтора-два года, при этом оговаривая, что имеет значение не только то, через какой период времени кандидат ушел из компании, но и то, сколько раз он так делал.

«Сегодня период работы в одной компании менее 1-1, 5 лет считается небольшим», — говорит Надежда Ляховская, руководитель отдела по связи с общественностью рекрутингового агентства AVANTA Personnel (входит в Adecco Group). «Как правило, неприемлема смена работы 2-3 и более раз подряд в течение 2-3-х лет. И это становится реальной проблемой для некоторых кандидатов», — считает Сергей Окороков, менеджер по персоналу компании «ГИНТ-М» . «Да, это один из очень больших минусов в глазах работодателей. Обычно под частой сменой подразумевается ситуация, когда сотрудник уходит, проработав меньше 1, 5-2 лет. Если кандидат покинул место работы раньше, чем через год, он должен приготовить веские объяснения этого. Если вы меняете работу раньше, чем через год один раз, то это не так критично, но если вы так поступили уже 2-3 раза, то это, скорее всего, повлияет на мнение будущих работодателей», — рассуждает карьерный консультант Елена Вардомская.

HR-специалисты, которые выступают в пользу того, чтобы кандидаты меняли работу раз в два-три года, утверждают, что в противном случае человек «засиживается» на одном месте, теряет мотивацию и ощущает все «прелести» профессионального выгорания. Это относится даже к тем, кто сделал карьеру в одной компании.

Менеджеры по персоналу, считающие, что сотрудник должен задерживаться в компании по пять и больше лет, убеждены, что длинные периоды работы в резюме свидетельствуют о серьезности намерений кандидата и его лояльности, то есть являются признаком того, что работник «не сбежит» от работодателя через год-другой. Кроме того, полагают они, перебежчику важны только деньги, а не корпоративные ценности, или он просто не может ужиться с коллективом.

Впрочем, долгих сроков «высиживания» на одном месте требуют не все и не всегда. В некоторых сферах настороженно относятся как раз к «прилипалам», а «попрыгунчики», напротив, никого не смущают. Так, вполне лояльно к «попрыгунчикам» относятся в таких отраслях, как масс-медиа, пиар и реклама, то есть там, где происходит постоянное перемещение кадров из одной компании в другую.

Также в отношении к «попрыгунчикам» наблюдается следующая закономерность: чем выше должность, тем более придирчивы будут менеджеры по персоналу к послужному списку кандидата. Частая смена мест работы в резюме кандидата совершенно не пугает рекрутинговые агентства, где занимаются массовым подбором персонала. В конце концов, есть позиции, на которых текучка неизбежна (например, официанты или курьеры и пр.). Однако невозможно представить, чтобы «попрыгунчика», сменившего за последние два года добрый десяток мест, с охотой взяли на должность финансового директора, управляющего или на другие высокие управленческие позиции. Впрочем «прилипал» на таких должностях тоже ждут далеко не всегда — все зависит от функционала руководителя и задач, которые перед ним ставятся.

Затяжной прыжок

И все-таки: кем выгоднее быть — «прилипалой», «попрыгунчиком», на какой срок лучше «прилипнуть» к компании и через какое время можно «прыгать» дальше? Конечно же, единого рецепта нет! Чтобы ни утверждали многочисленные карьерные справочники, процесс трудоустройства часто носит ярко выраженный характер «перехода на личности». Многое определяют личные качества кандидата, его умение нравится кадровикам: менеджер по персоналу может дать шанс перспективному «попрыгунчику» и «срезать» положительного во всех отношениях «прилипалу». Большую роль играет и субъективное мнение HR-специалиста о допустимости частых переходов, о «приличных» сроках контракта с компанией. Вносит свою лепту и корпоративная культура компании, и предпочтения будущего руководителя, и многие другие факторы.

Поэтому и «попрыгунчикам», и «прилипалам», и всем остальным кандидатам можно посоветовать только одно: следовать не единожды намеченными кем-то путями успеха, а выбирать собственные дороги. Кто может сказать — является стакан наполовину полным или наполовину пустым, и что есть «долгий срок работы в компании» — опасливое пережидание кризиса или «затяжной прыжок» к карьере? Мы сами! Ведь, как известно, работает только та концепция жизни, в которую мы верим! Источник Статья добавлена Пежо
03.03.2010 16:58

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение