• Главная » 
  • Статьи » 
  • «РосБизнесКонсалтинг» рассказывает о ситуации на российском рынке частных марок ритейлеров
#1
Компании «РосБизнесКонсалтинг» обнародовала результаты исследования российского рынка частных розничных марок. О тенденциях в данном сегменте рассказывает Анна Синявская, ведущий аналитик департамента консалтинга РБК.

Мировой рынок товаров под марками торговых сетей (private label) успешно развивается уже долгие годы, охватывая все новые и новые товарные категории. Для покупателей большинства европейских стран потребление товаров private label стало привычным и постоянным. Последние тенденции мирового потребления говорят о стабильном спросе в странах с высоким уровнем консолидации ритейла и развития сегмента private label, а также о росте популярности в регионах с более низким уровнем развития организованной сетевой розницы.

Например, в 2009 году был зафиксирован бурный рост продаж товаров под собственными торговыми марками (СТМ) в тех странах, где ранее не было активного развития в секторе private label: страны Латинской Америки и Азии. Аналитики связывают этот факт с возросшей активностью ритейлеров, расширяющих предложение товаров под СТМ за счет ввода в новые товарные категории.

По данным международных исследовательских агентств, мировые продажи товаров под СТМ в 2009 году составили 22% совокупного оборота розничной торговли, а к 2020 году ожидается увеличение их доли до 30%. Крупнейшими рынками товаров под СТМ по-прежнему остаются страны Евросоюза, особенно Западной Европы, и США — на их долю приходится более 80% мировых продаж. Точками роста для рынка товаров private label являются Бразилия, Китай и Россия, где он лишь начинает развиваться. По оценкам аналитиков «РБК.research», эти страны имеют большой потенциал за счет значительного количества экономически активного населения, стабильно растущей доли организованной розницы и укрупнения торговых сетей. Кроме того, кризис и падение доходов потребителей создают идеальные условия для развития направления частных марок.

По мнению экспертов и аналитиков, основной тенденцией мирового рынка private label является тот факт, что год от года растет независимость объема продаж товаров этой категории от экономической ситуации в стране. То есть если раньше рынок СТМ развивался скачкообразно — всплеск продаж во время кризиса и последующий спад в период улучшения экономической ситуации, — то к настоящему моменту этот сегмент стал менее зависимым от рецессии. Данная тенденция подтверждается результатами опросов во многих странах: потребители планируют приобретать товары под СТМ и по завершении экономического спада.

Для российских торговых сетей направление private label сейчас весьма популярно. Вслед за своими зарубежными коллегами российские операторы уже не первый год создают собственные бренды для товаров, популярных у покупателей.

Экономический кризис, начавшийся в России в 2008 году, больно ударил по карманам россиян, что отразилось на финансовых показателях ритейлеров: по данным Росстата, в 2009 году оборот розничной торговли в стране сократился на 5, 5% в сопоставимых ценах. Несмотря на то, что продукты питания относятся к категории товаров первой необходимости, расходы на них также сократились: по данным официальной статистики, в 2009 году оборот торговли продовольственными товарами снизился на 2, 5% по сравнению с 2008 годом.

Кроме того, ритейлеры отмечали снижение суммы среднего чека, а также тенденцию замены дорогих продуктов более дешевыми аналогами, что вполне логично в условиях кризисной экономики. В этой ситуации спрос на товары под собственными марками сетей заметно оживился, поскольку они предоставляют покупателям возможность получить по приемлемой цене товар хорошего качества. По данным исследования «Частные марки (private label) российских продуктовых сетей», проведенного «РБК.research», в 2009 году доля продаж товаров под СТМ в федеральных сетях составляла примерно 7-10% оборота (рис. 1).

Драйверами продаж являются дискаунтеры, гипермаркеты и магазины cash&carry;, на долю которых приходится более 80% продаж всех товаров под СТМ через продуктовые сети.

По данным исследования «РБК.research», объем продаж товаров под СТМ в российских продуктовых сетях составил более 130 млрд рублей, что более чем на 20% выше результатов 2008 года. Однако темпы прироста продаж private label были ниже среднерыночных: оборот сетевого продовольственного ритейла в 2009 году увеличился более чем на 25%.

Доля товаров под СТМ в совокупном обороте продуктового ритейла незначительно сократилась: с 7, 3% в 2008 году до 7% в 2009-м. Снижение показателей было вызвано, с одной стороны, дефицитом платежеспособного спроса, а с другой — неудовлетворительным предложением со стороны торговых сетей.

Именно поэтому в течение 2010 года ритейлеры сфокусировались на оптимизации портфеля собственных марок и ассортиментной матрицы товаров под СТМ. Результатом стало создание более привлекательного предложения для покупателей, как с точки зрения цены товара, так и с точки зрения качества продукции. В ряде торговых сетей изменились дизайн и упаковка товаров под СТМ, были введены новые бренды для одной или нескольких категорий товаров.

По мнению аналитиков «РБК.research», основной тенденцией 2010 года стало увеличение товаров под СТМ среднего ценового сегмента на фоне некоторого сокращения ассортимента дешевых СТМ. В 2009 году продажи товаров среднего ценового сегмента обеспечили более 40% продаж товаров под СТМ в сетевой продовольственной рознице. Это объясняется желанием ритейлеров повысить рентабельность товаров private label, что, в свою очередь, повысит финансовые показатели торговых сетей.

Постепенно растет количество непродовольственных товаров под марками сетей, особенно в крупноформатной рознице, однако в последнее время постепенно увеличивается количество таких товаров и в супермаркетах. Ритейлеры осваивают новые товарные категории, вводя в них товары под собственными брендами. Например, в сетях «Перекресток» и «Ашан» появились такие товары private label, как фильтры для воды и сменные кассеты для них.

Однако тенденции потребительского отношения к товарам под марками сетей довольно противоречивы и ежегодно меняются. Для мониторинга потребительских предпочтений в рамках исследования «Частные марки (private label) российских продуктовых сетей» аналитики «РБК.research» ежегодно проводят интернет-опрос потребительской аудитории.

Согласно опросу, если в 2009 году потребители достаточно активно покупали товары под СТМ, то в сентябре 2010-го тенденция изменилась. Так, только 20% респондентов приобретали товары под собственными марками сетей 1-2 раза в неделю — для сравнения: в 2009 году этот показатель составил 34%. Как минимум раз в месяц эти товары покупали 45% опрошенных, против 37% — в 2009 году. Сократилась доля товаров private label в средней покупке продуктов питания: в сентябре 2010 года у 5% опрошенных на товары под СТМ приходилось половина и более половины суммы средней покупки, а в 2009 году доля таких респондентов составила 16%.

Причинами снижения частоты покупок и суммы покупки могли стать сокращение расходов на продукты питания в целом, аномально жаркое лето, а также изменения, проводимые ритейлерами, в результате чего покупатели просто не идентифицируют марки сетей. Следует отметить, что подробная информация на этикетке товаров публикуется далеко не всегда, а названия розничных марок зачастую никак не связаны с брендом торговой сети.

По мнению респондентов, основным признаком частной марки являются два параметра: название, идентичное названию торговой сети, и дизайн упаковки, выполненный в фирменном стиле сети — так ответили соответственно 62 и 54% опрошенных. Таким образом, покупатели далеко не всегда опознают частные марки торговых сетей. Соответственно, доля СТМ в покупках россиян может быть больше.

Как показали результаты исследования «РБК.research», при идентификации товаров под СТМ покупатели полагаются главным образом на свое мнение — так ответили 88% опрошенных (рис. 2).

При этом продовольственные товары под частными марками покупатели идентифицируют гораздо лучше непродовольственных. Согласно результатам опроса, более половины респондентов ни разу не покупали непродовольственные товары private label, либо не идентифицировали их как такие товары.

Если говорить о популярности разных категорий товаров под СТМ, то безусловный приоритет также имеют продукты питания: их приобретают 79% участников опроса. Наиболее устойчиво потребление в категориях молочных продуктов, бакалейной продукции и мясопродуктов. Среди категорий непродовольственных товаров private label, которые приобретаются постоянно, в сентябре 2010 года были отмечены средства гигиены, моющие средства и освежители.

Несмотря на снижение частоты покупок собственных марок сетей, мнение потребителей о качестве этих товаров в 2010 году заметно улучшилось по сравнению с 2009-м. Так, 24% опрошенных заявили, что товары под СТМ не отличаются по качеству от брендированной продукции, но стоят дешевле — для сравнения: в 2009 году доля респондентов, давших такой ответ, составила 17%.

Что касается тенденций потребления, то результаты опроса 2010 года показали рост доли респондентов, не планирующих снижать потребление товаров private label в ближайшие полгода, — с 68% в 2009 году до 72% в 2010-м. Это говорит о начале формирования в России лояльной аудитории товаров собственных марок сетей.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что лояльная к СТМ аудитория в России постепенно формируется, однако говорить о ее зрелости еще рано: пока, судя по данным опроса, этот рынок нестабилен и спрос на данные товары подвержен значительным колебаниям. Дальнейшее развитие рынка будет во многом зависеть от ассортиментной и ценовой политики ритейлеров в отношении собственных марок. Однако в среднесрочной перспективе потребление товаров под СТМ будет ежегодно расти по мере роста организованной сетевой розницы в РФ.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
06.04.2011 05:00
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • «РосБизнесКонсалтинг» рассказывает о ситуации на российском рынке частных марок ритейлеров

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение