#1
Статья Игоря Николаева, партнера, директора департамента стратегического анализа ФБК, посвященную тревожным тенденциям российского пищевого рынка.

Как свидетельствует статистика, россияне уже сегодня стали ограничивать свои траты на продукты питания. Учитывая мировую тенденцию роста цен на продовольствие и зависимость России от продовольственного импорта, можно с уверенностью прогнозировать, что гражданам придется и дальше умерять свои аппетиты.

Продовольствие дорожает. Можно, конечно, не придавать этому особого значения. В конце концов, подобное уже было в недавней истории. Однако лучше отнестись к этому серьезно. Во-первых, потому что прошлый резкий скачок цен на продовольствие в мире в 2007—2008 годах оказался и предвестником мирового экономического кризиса.

Во-вторых, под вопросом геополитическая стабильность. В Тунисе, Египте и еще в ряде стран волнения были вызваны в том числе и тем, что для большого числа людей продовольственная инфляция стала просто невыносимой. В-третьих, нынешний скачок цен на продовольствие происходит на фоне разного рода климатических катаклизмов, что только обостряет проблему. В-четвертых, продовольствие все больше становится так называемым инвестиционным товаром, то есть, попросту говоря, товаром для последующей перепродажи. В общем, для спекуляций (ну это уже совсем попросту). Что происходит с такого рода товарами в определенные периоды времени, нам показывает новейшая экономическая история.

Мне не очень нравится подобное определение инвестиций (они как-то больше ассоциируются у меня с инвестициями в основной капитал), но, ладно, пусть спекуляции тоже будут инвестициями. В конце концов, в рыночной экономике (в отличие от плановой) понятие спекуляции не имеет ругательного оттенка.

Стало ли продовольствие сегодня инвестиционным товаром? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Потому что если это действительно так, становится более понятным, почему «вдруг» отмечается столь резкий рост цен на продовольствие в мире.

FAO — продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — с 1990 года рассчитывает индекс цен на продовольствие. В январе 2011 года он достиг 231 пункта — абсолютного максимума за всю историю (прирост за январь 3, 4%).

Традиционное объяснение — неурожаи последних лет, вызванные разного рода природными катаклизмами. Вот и последний скачок цен на мировом рынке сахара связывают с последствиями тропического циклона «Яси», бушевавшего в штате Квинсленд на северном побережье Австралии. Квинсленд поставляет десятую часть мирового экспорта сырца, так что его значение вполне очевидно. Можно привести массу других примеров (не забудем и российскую засуху лета 2010 года), свидетельствующих о том, что природные аномальные явления, безусловно, влияют на уровень цен на сельхозпродукцию и, соответственно, на продовольствие. И тем не менее нынешний рост цен объяснять исключительно такими факторами было бы неправильно. В продовольствие вкладываются (естественно, по определенным товарным позициям), чтобы сохранять и преумножать вложенные средства, выгодно перепродав в будущем.

Все так же, как и на рынках акций, нефти, недвижимости и т. п. Подобный спрос, как известно, способен загнать цены на очень приличную высоту. В том числе и по этой причине рост цен на продовольствие в мире показывает весьма тревожную динамику. В России за январь этого года цены, к примеру, на картофель выросли в среднем по стране на 22, 8%. Причем более чем на 30% цены увеличились в 18 субъектах Российской Федерации. Известны цифры роста цен и на другие продукты питания.

Но стоит обратить внимание еще на ряд тревожных показателей. В январе 2011 года импорт в Россию продовольственных товаров и сырья для их производства вырос по сравнению с январем 2010 года на 39%. По отдельным товарам этот показатель и вовсе оказался выдающимся: овощи — в 2, 1 раза, масло растительное — в 2, 3 раза, зерновые культуры — в 3, 4 раза. Сильно вырос импорт говядины — на 73, 2%, молочных продуктов — на 43, 3% и т. д. Получается, что цены на продовольствие быстро растут, а Россия значительно увеличила объем импорта. Стоит беспокоиться? Нет, если люди продолжают покупать. Значит, доходы позволяют?

Тогда смотрим на показатель динамики оборота розничной торговли пищевыми продуктами. И видим, что в январе 2011 года впервые за долгие последние месяцы было отмечено его снижение на 0, 5% по сравнению с январем 2010 года. Во всяком случае, на протяжении всего 2010 года месячные показатели и близко не приближались к такому уровню. В целом за 2010 год оборот розничной торговли пищевыми продуктами вырос на 5, 1%.

Люди стали меньше покупать продуктов питания. И это вполне корреспондируется с тем фактом, что реальные располагаемые денежные доходы граждан упали в январе 2011 года по сравнению с соответствующим прошлогодним показателем на 5, 5%. Это очень сильное падение (для сравнения: показатель января 2010 года — рост на 15, 4% по сравнению с январем 2009 года).

Еще один показатель, заставляющий задуматься: задолженность предприятий и организаций по заработной плате из-за отсутствия собственных средств выросла за январь 2011 года на 15%. Весь этот негатив, замечу, фиксируется на фоне очень высоких мировых цен на нефть. Ответственный подход, согласитесь, заставляет задуматься над тем, что будет, если эти цены вдруг начнут снижаться.

Продовольствие дорожает и будет дорожать. Помимо соответствующей общемировой тенденции мы умудряемся еще и дополнительно стимулировать этот процесс за счет неэффективного госрегулирования тарифов естественных монополий, несвоевременного принятия мер таможенно-тарифного регулирования и т. д.

Уже сегодня, как свидетельствует статистика, люди реально стали ограничивать свои траты на пропитание. Кстати, продажа товаров на розничных рынках, где продаются в основном продукты питания, упала в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года на 4, 4%. Тоже, в общем-то, симптоматично.

Можно, конечно, по-прежнему говорить, что все хорошо, как круто Россия прошла кризис. Цифры, факты говорят о другом.

Мы не Тунис, не Египет и т. д. Мы — Россия, которую, как известно, умом не понять. Можно и на продовольствие пытаться регулировать цены с помощью начальственного окрика. Но ведь не поможет.

Самое неприятное во всей этой ситуации заключается в том, что быстро проблему не решить. Мы уже заложники ранее принятых решений, неэффективной системы регулирования, объективных обстоятельств общемировых тенденций. Так что приготовимся к тому, что кушать будем дороже и меньше.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
03.03.2011 05:04

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение