• Главная » 
  • Статьи » 
  • Ни рыба ни мясо: альтернативная еда захватывает умы и полки магазинов
#1
Растительные продукты становятся всё более популярны на рынке. Ретейлеры запускают для них собственные производственные линии.

Несмотря на общее снижение объёмов потребления в FMCG, эксперты ожидают, что объём рынка растительных альтернативных продуктов по итогам 2022 года снова вырастет.

Заслужили место на полке

Совсем недавно на этот рынок вышел первый ретейлер. Сеть "Азбука вкуса" выпустила собственную линейку растительного мяса Eat no meat. Общий объём производства составляет 400 кг в сутки.

За последние 3–5 лет ретейл хорошо узнал и изучил эту продукцию, познакомился с потребителем, которого она интересует. Так что нынешний запуск альтернативной линейки — это явный сигнал рынку, что сами продавцы видят отличную перспективу для развития данного направления, считает соосновательница и директор по маркетингу Greenwise, Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП) Юлия Марсель. Рынок уже подготовлен и развит производителями–энтузиастами. На него значительно проще выйти и закрепиться, чем, к примеру, 5 лет назад.

Ретейл–сетям, имеющим собственные производства, интересно запускать новые продукты не только потому, что это загружает имеющиеся мощности. Помимо этого, они могут более тщательно контролировать изготавливаемую продукцию, а также исключать наценку стороннего производителя. Иными словами — сеть больше мотивирована продвигать себя, нежели партнёров.

Сейчас практически все ретейлеры фиксируют рост спроса на альтернативные продукты. В пресс–службе сети "Магнит" "ДП" рассказали, что в целом спрос на ЗОЖ–продукцию с начала года вырос на 12% в денежном выражении. Компания последние месяцы фиксирует стабильный рост продаж растительного мяса и йогуртов. В среднем рост спроса на растительное мясо и йогурты держится на уровне 10%, что является хорошим показателем для нишевого продукта. Также на 20% увеличился спрос на сыр тофу, являющийся альтернативой сливочным сырам.

"Мы видим потенциал для развития этих категорий на фоне тренда на осознанное потребление и заботу о здоровье. Переход на продукты растительного происхождения позволяет скорректировать рацион без изменения пищевых привычек. В настоящий момент дефицита растительной продукции мы не наблюдаем", — отметили представители "Магнита".

Продакт–менеджер "ВкусВилла" Иван Кашицкий рассказал, что с учётом последних трендов ретейлер активно расширяет линейку альтернативных продуктов. Многие потребители вводят в свой рацион продукты из растительного мяса — рост наблюдается во всех категориях. В замороженных продуктах ассортимент увеличился на 80%, что принесло рост продаж на 138% относительно 2020 года.

"В 2021 году мы запустили растительную линейку гастрономии, которая показывает отличную динамику продаж. В категории растительных молочных продуктов число товарных позиций в ассортименте за год увеличилось на 85%, рост выручки составил 54%", — добавляет он.

Упаковка подвела

С сентября 2021 года по сентябрь 2022–го количество продаж альтернативных продуктов в "Самокате" выросло на 13%. Самыми популярными стали продукты из категорий "Растительные продукты моря" и "Молоко растительное" — спрос на них за год вырос на 105 и 46% соответственно. По данным "Самоката", большой популярностью пользуются альтернативные виды молока.

"Мы также отмечаем рост спроса на продукты из категории “для веганов” с каждым месяцем и видим потенциал в развитии этого направления на рынке. Самый высокий спрос на подобные товары наблюдается в Москве, на втором месте — Петербург", — уточнили в пресс–службе сервиса.

В пресс–службе "Ленты" рассказали, что в первом полугодии 2022–го темпы роста рынка растительной альтернативы внутри молочной категории снизились из–за перебоев с поставками упаковки, замедления маркетинговой и промоактивности во II квартале. При этом санкционные ограничения практически не повлияли на разнообразие брендов растительной альтернативы. Большинство из них производятся в России, в том числе европейские бренды, которые локализовали своё производство до 2022 года. Дополним, что такие производители, как Beyond Meat, ушли из России ещё до начала текущего кризиса.

"При этом мы не наблюдаем нехватки таких продуктов, несмотря на точечные перебои, связанные с нехваткой упаковки, краски или логистическими сложностями", — подчёркивают в "Ленте".

В погоне за ценой

Рынок растительных альтернатив в России не переживает того серьёзного спада, которого многие опасались в связи с текущим санкционным давлением на Россию, подчёркивает Юлия Марсель. Повышение цен также не стало критическим триггером для оттока потребителей. "Конечные консьюмеры наших продуктов, как правило, люди ценностно мотивированные. Это значит, что для них прежде всего важно отсутствие ингредиентов животного происхождения в составе и качество, а уже после — цена", — объясняет эксперт.

В то же время производители растительных альтернативных продуктов не стали игнорировать общий тренд на увеличение количества позиций в низком ценовом сегменте.

"Мы пересмотрели свои подходы и начали взаимодействие с сегментом “эконом”. К этому подтолкнуло не только изменение рыночной конъюнктуры, но и наша задача начать работать с новыми категориями потребителей", — говорит Юлия Марсель.

С переориентацией на экономсегмент растительные альтернативы могут стать экономичной заменой привычных всем полуфабрикатов, это обусловлено дешевизной сырья (преимущественно для мяса) и сопоставимыми качественными характеристиками с традиционными пищевыми продуктами по всем органолептическим параметрам.

Молоко отстаёт

Юлия Марсель считает, что с учётом того, что ядро потребителей альтернативных продуктов не изменилось, а новые покупатели начинают пробовать выгодную альтернативу, можно говорить о том, что рынок не просто не сжался, но и продолжает расти.

Общий объём рынка растительных альтернатив, по данным АПАПП, составляет около 10 млрд рублей. По прогнозам, через пару лет он достигнет абсолютного паритета в цене, текстуре и вкусе с производителями натуральной мясной продукции. А через 10 лет займёт примерно 20% всего рынка мяса в России. Средние темпы роста объёма рынка альтернативных продуктов составляют около 30% ежегодно.

Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отмечает, что по итогам 2021 года в России было продано более 140 тыс. тонн растительного молока, что на 20% выше показателя предыдущего года. Продажи растительного мяса в 2021 году удвоились относительно 2020–го и составили более 120 тыс. тонн.

Рынок растительных аналогов продуктов животного происхождения, скорее всего, вырастет на 10%. При этом рынок растительного молока по итогам 2022 года с высокой долей вероятности останется на уровне 2021–го, что связано со сложной экономико–политической ситуацией.

Рынок растительного мяса будет развиваться более динамично, поскольку в данном сегменте планируется запуск производственных мощностей ряда компаний.Источник Статья добавлена superbiznes
03.10.2022 07:22
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Ни рыба ни мясо: альтернативная еда захватывает умы и полки магазинов

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение