• Главная » 
  • Статьи » 
  • ФОМ оценил влияние санкций на малый бизнес в России
#1
Санкции, введенные из-за «спецоперации» на Украине, затронули 73% российских предпринимателей, опрошенных Фондом общественного мнения (ФОМ). Бизнесмены сталкиваются с падением клиентского спроса и ростом издержек, вынуждены менять цены, ищут новых клиентов и поставщиков. При этом 65% из них уверены, что санкционная война не разрушит экономику России

Влияние санкций из-за «спецоперации»*, по числу которых Россия еще в марте стала мировым лидером, ощутили 73% представителей российского малого бизнеса. Об этом свидетельствуют данные проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) опроса 735 российских предпринимателей. Опрос является частью запущенного в июле 2021 года и ориентированного на 10 лет лонгитюда малого бизнеса — проекта, в рамках которого представители ФОМ ежеквартально опрашивают одних и тех же предпринимателей.

Как санкции влияют на бизнес

Из всех опрошенных предпринимателей не заметили негативного влияния санкций на свой бизнес только 25%. Еще 2% затруднились ответить. Санкции негативно сказались на бизнесе подавляющего большинства опрошенных (73%).

В первую очередь ухудшение проявилось в уменьшении числа заказов и клиентов — с этим столкнулись 60% предпринимателей, ощутивших влияние санкций, и 44% всех опрошенных. «В своих ответах на открытый вопрос «Какие именно изменения произошли в вашем бизнесе?» предприниматели говорили: «нет объемов, нет работы», «сокращение объемов», «общие заказы уменьшились, люди побаиваются», «стала брать меньше заказов», — пишут авторы исследования. На втором месте — рост издержек и инфляция (56% и 41% опрошенных). Замыкают топ-3 негативных эффектов проблемы с поставками (53% и 39% опрошенных).

Среди других проблем, которые отметили респонденты во втором квартале 2022 года, отсрочки платежей и невозврат долгов (23% и 17% опрошенных), рост ставок по кредитам (22% и 16%), сложности с переводом денег и расчетами (21% и 15%), трудности с выплатой налогов (13% и 9%) и арендной платы (9% и 6%).

Первая волна опросов в рамках лонгитюда охватывала второй квартал 2021 года. Данные исследования демонстрируют, что в предпринимательской среде некоторые показатели после роста позитива вернулись на исходные уровни. Например, во втором квартале 2021 года 13% опрошенных придерживались стратегии роста для своего бизнеса, 33% — выживания. В следующем квартале ситуация изменилась в лучшую сторону: 16% опрошенных говорили о стратегии роста, 27% — о выживании. Данные последней волны опросов: стратегию роста выбирают 10% опрошенных, выживания — 35%.

Во втором квартале 2021 года 60% опрошенных говорили о том, что ситуация в экономике ухудшилась, квартал спустя таких было уже 51%, в текущих условиях — 66%. 40% опрошенных говорили в первую волну опросов, что их доход был примерно таким же, как в предыдущем квартале, сейчас таких 33%. Зато 50% опрошенных заявили, что доход оказался выше, чем в предыдущем периоде, во втором квартале 2021 года таких было 34%. Примечательно, что с 25% до 19% сократилось за год число респондентов, отмечавших, что конкурировать становится сложнее.

Как предприниматели реагируют на санкции

Исследование показывает, что к маю 2022 года 64% опрошенных предпринимателей были вынуждены что-то менять в бизнесе. На перемены пошли в том числе 27% тех, кого санкции, по их словах, не коснулись. Среди тех, кто заметил влияние санкций, ничего не поменяли 23%.

Почти половине опрошенных (46%) приходится менять цены на товары и услуги, 33% предпринимателей ищут новых клиентов, 28% меняют поставщиков. Оптимизируют издержки 28% опрошенных, снижают объемы деятельности 19%, урезают зарплаты и сокращают штат 13%.

За минувший год доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, выросла с 23% до 27%, доля использующих средства организации удаленной работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41%.

Что предприниматели ждут от будущего

Больше половины опрошенных (53%) уверены, что никаких положительных эффектов от санкционной войны не будет. В то же время 13% предпринимателей ожидают роста спроса, 12% — сокращения конкуренции, 6% надеются на импортозамещение и рост промышленного производства в России.

Опрос проводился в мае. Что касается ожиданий от итогов второго квартала, то 28% сказали, что он будет хуже, 30% — что лучше, 36% — что не принесет особых изменений. В первом квартале 2022 года доля предпринимателей, уверенных, что период окажется хуже предыдущего, была гораздо выше — 41%.

«Те предприниматели, кто в той или иной степени уже пострадал от санкций, чаще склонны ожидать ухудшения ситуации в будущем. В этой группе чаще встречаются предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, научной, технической и другой подобной деятельностью (например, право, консалтинг, реклама)», — отмечают авторы исследования.

В глобальном масштабе большинство опрошенных (65%) не теряют оптимизма и на вопрос, приведут ли санкции к краху российской экономики, отвечают отрицательно. «В комментариях предприниматели отмечали необходимость развития экономики, внутреннего производства: «надо развивать нам производство», «надо, чтобы экономика наша развивалась, тогда и мы будем развиваться и зарабатывать больше», «необходимо импортозамещать все что можно, чтобы производство всего, что только можно, было свое», «санкции всегда идут только на пользу России, мы сами не стремимся двигаться, нас просто толкают в спину», — отмечается в исследовании.Источник Статья добавлена superbiznes
29.06.2022 10:16
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • ФОМ оценил влияние санкций на малый бизнес в России

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение