• Главная » 
  • Статьи » 
  • Своим вход ограничен: фермерским продуктам сложно пробиться в крупные сети
#1
Крупные торговые сети и фермеры с большими усилиями договариваются о сотрудничестве. На словах все выступают за, но на деле выходит иначе.

На днях в "Ленте" сообщили, что увеличили закупки у локальных поставщиков в I квартале 2022 года. Сеть запустила программу поддержки местных производителей "Наше. Местное. Любимое", в рамках которой обеспечивает дополнительное продвижение локальных товаров. Продукцию региональных поставщиков выделяют на полках магазинов специальными вставками "Местный производитель". Другие ретейлеры тоже говорят, что стремятся сотрудничать с небольшими производителями. Но на практике всё оказывается значительно сложнее.

Пройдёмте в кабинет

В пресс–службе сети "Магнит" рассказали, что в июне у них появится фермерская продукция от нескольких производителей из регионов СЗФО. В том числе сыр и греческие йогурты псковской сыроварни "Тремпелис", сыры торговой марки "Менестрель" производства Ленинградской области. В прошлом году ретейлер представил упрощённую форму договора для фермеров. В ней снижены требования в части уровня исполнения обязательств по договору, установлены более короткие сроки для оплаты поставок товара. В 2021 году численность фермеров, сотрудничающих с сетью, в целом по стране выросла почти в 2, 5 раза.

"Азбука вкуса" накануне запустила на своём сайте "Кабинет фермера", в котором потенциальный поставщик может подать заявку, отправить на проверку документы, направить коммерческое предложение. "После начала сотрудничества ретейлер создаёт профиль, где будут отражены описание производства, продукта, ассортимент производителя и его рейтинг на основе отзывов покупателей. В скором времени каждому фермеру будет доступна подробная аналитика продаж. Новая система позволит сократить время на обработку документов, необходимых для заключения договора с поставщиком", — говорится в релизе компании. В прошлом году на базе интернет–магазина "Азбука вкуса" была запущена платформа с ремесленными продуктами, профилями частных фермеров и небольших производств. Как пояснили в сети, сейчас в компании представлено порядка 1000 SKU фермерских товаров более чем от 100 фермеров. В Петербурге "Азбука вкуса" работает примерно с 40 фермерами, в основном это производители молочной и мясной гастрономии.

В METRO тоже говорят о заинтересованности в сотрудничестве с региональными производителями, в том числе из Ленобласти. "Компания ищет поставщиков и готова расширять ассортимент. Прежде всего в категории свежих товаров: молочная продукция, сыр, яйца, мясо, рыба, овощи–фрукты. Мы готовы рассмотреть сотрудничество с локальными производителями и в рамках производства собственных торговых марок", — рассказали там и добавили, что регулярно проводят конференции для поставщиков с возможностью организации переговоров.

В поисках выгоды

Технолог по развитию сети магазинов "ВкусВилл" Владимир Титов подчёркивает, что в его компании не предусмотрен специальный формат работы с частными подворьями и фермерскими кооперативами. Однако действует проект "Региональная полка", направленный на поиск небольших производителей в регионах. С января к нему присоединилась молодая семейная сыроварня Latte Bianco. Она поставляет в магазины Петербурга молодые рассольные сыры. Сейчас поставка составляет всего 20 кг продукции в неделю, но мощности производства способны потянуть и до 3 тонн в месяц.

"На мой взгляд, в Петербурге и Ленобласти очень много мелких производителей, у которых интересная продукция. Но уровень производства не всегда соответствует стандартам. Сейчас на региональной полке представлено семь локальных производителей области, и мы всегда в поиске поставщиков, готовых предложить интересные продукты", — говорит Титов.

В "Ашане" активно ищут новых партнёров среди поставщиков, производителей и крестьянско–фермерских хозяйств, в том числе в Петербурге и Ленинградской области. Компании наиболее интересны следующие категории товаров: заморозка, колбаса, молочные продукты, сыры, перепелиные яйца, цесарки, кондитерские изделия, мёд, алкоголь, напитки, детские молочные товары. В конце июня сотрудники торговой сети примут участие в масштабной встрече закупщиков и поставщиков Neva buyers week, на которой познакомятся с новыми локальными партнёрами и проведут переговоры о потенциальном сотрудничестве.

Слова расходятся с делом

Однако часто поиск общего между интересами небольших производителей и торговых сетей приводит в тупик. Как отмечает заместитель президента по маркетингу ассоциации "Союз фермеров ЛО и СПб", глава КФХ "Ферма у Груни" Александр Безруков, попытки наладить поставки в крупные сети обычно заканчиваются ничем. На собственном опыте он рассказал о том, что максимум удалось "донести" продукцию до полок сети "Колхоз" и некоторых точечных универсамов.

"С трудом мы заключили договор с Ozon fresh: было много бюрократических преград. Сетям неинтересно работать с фермерами в силу высокого риска. В первую очередь это касается объёмов производимой продукции. Кроме того, говоря о сотрудничестве с небольшими хозяйствами, торговые сети часто подразумевают не фермеров. Например, некоторые до сих пор относят в эту категорию такие бренды, как “Молочная культура”, хотя это уже полноценный молочный комбинат", — отмечает он.

Напомним, в прошлом году Минсельхоз и Ozon заключили соглашение о сотрудничестве по вопросам развития рынков сбыта для субъектов малого и среднего агробизнеса. Целью было предоставить фермерам доступ к онлайн–площадке. Аналогичное сотрудничество выстроено с "Яндексом" и Россельхозбанком.
Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова тоже отмечает, что крупный бизнес предпочитает работать с крупными и средними бизнес–партнёрами. В том числе в связи с высокой степенью автоматизации, включая электронный документооборот. Для фермеров условия большого ретейла оказываются слишком сложными. Особенно в том, что касается цены поставок, необходимости маркетингового продвижения, а также штрафных санкций за недопоставку.

Как подчёркивает Александр Безруков, вопрос о сотрудничестве между сетями и фермерами поднимался неоднократно на онлайн–вебинарах с сотрудниками "Магнита", X5 Group. "Ретейлерам для работы с фермерами нужен посредник. Это может быть дистрибьютор или сельхозкооператив. Второй вариант мне кажется более эффективным. Специалисты по перепродажам зачастую не понимают проблематики нашего рынка. Нужно создавать кооперативы по видам деятельности, которые бы агрегировали товары, схожие по происхождению или назначению", — рассуждает он.

По мнению Марины Петровой, фермерам сейчас более предпочтительна работа через интернет–магазины или через собственную доставку. "Так предприятие может постепенно наращивать объёмы поставок, работать при небольших отсрочках платежа. А также при изменении ценовой конъюнктуры, оперативно повысить отпускные цены", — поясняет она.Источник Статья добавлена superbiznes
09.06.2022 07:19
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Своим вход ограничен: фермерским продуктам сложно пробиться в крупные сети

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение