• Главная » 
  • Статьи » 
  • Дмитрий Ходас. Как мы торговали дикой ягодой и вышли на биржу
#1
Я потомственный нефтяник и технарь по образованию. Как и многие жители Сургута, поработал в нефтянке, тонул в вездеходе, часами устранял поломки по колено в воде при температуре минус 25. Затем ушёл в финансовый сектор — продавал акции VIP-клиентам Промсвязьбанка, сам активно торговал на бирже. Однажды прочитал в Forbes историю британского паренька Фрейзера Доэрти, который сколотил состояние на продаже варенья по бабушкиным рецептам. Заметка меня зацепила. Я живу в загородном доме, и ягоды у нас растут буквально под ногами — собирай и продавай. Но при этом в регионе нет ни одного производителя продуктов, известного на федеральном уровне. Кроме нефти, ничего у нас нет, и никому ничего не надо.

Почему бы не попробовать продавать сибирские дикоросы — орехи, ягоды, грибы — по всей России?

Этой идеей я поделился с коллегой из БКС Эмином Хыдыровым, он сразу же загорелся, мы быстро собрали несколько сотен тысяч рублей стартового капитала и создали компанию «Сибирский гостинец». Убеждён, что многие финансисты, которые управляют виртуальными миллионами на бирже, хотят заниматься чем-то реальным, земным.

В чём суть нашего бизнеса? Предположим, что в глухой тайге живёт и работает гениальный пасечник, который делает лучший в России мёд. Но люди в больших городах никогда его не смогут купить. Потому что между сетевыми магазинами и этим пасечником даже не пропасть, они на разных планетах. И вся наша работа сводится к тому, чтобы найти классный натуральный продукт и сделать так, чтобы он был доступен для покупателя. В понятной упаковке, стабильного качества, рядом с домом.

Это на 100% контрактный бизнес. Собирают дикоросы специальные артели, упаковывает и сублимирует — завод в Калужской области, наша задача — договориться с сетями. Уже удалось — с «Азбукой вкуса», «Бахетле», Spar и другими. С дистрибьюторами мы практически не работаем, чтобы не завышать цены и не рисковать с дебиторкой.

Продажи стартовали в конце 2012 года, сейчас ежемесячный оборот превышает 20 млн рублей. Мы видим, что выбрали правильную нишу: спрос на товар превышает наши возможности. Но чтобы попасть в большие сети, «Магнит», X5 Retail Group и другие, нужны инвестиции. Когда в Сургуте я прихожу в банк и говорю, что торгую орешками и мне нужны деньги на оборотные средства, кто-то смеётся, кто-то требует залог.

Если вспомнить, как были устроены финансовые рынки в России до революции, то мы обнаружим множество небольших публичных компаний — любой пароход или пара мельниц торговались на биржах. В России были десятки бирж, а их капитализация превышала американские аналоги. Сейчас принято думать, что продажа акций доступна только для большого бизнеса. Это не так — любое акционерное общество может продавать свои акции инвесторам, например на внебиржевом рынке RTS Board.

Нас с Эмином воспитал рынок, так что мы решили попробовать пойти по этому пути. Объединили все наши ооошки в ПАО — публичное акционерное общество — и начали продавать акции через знакомых брокеров. Пока у нас нет отчётности по МСФО, но всю информацию по РСБУ мы открываем перед инвесторами.

Мы продаём идею. Для клиентов важна не столько отчётность и аудиторские оценки — у нас можно всё что угодно нарисовать, — сколько реальные и понятные вещи: конкретный товар на конкретной полке. Если человек покупает наши орехи в «Азбуке вкуса», понимает нашу концепцию, видит за ней будущее, то вполне может инвестировать деньги. На RTS Board 1400 эмитентов. Обороты небольшие, объём рынка невелик, но какие-то деньги есть.

В марте 2015 года брокеры начали продавать наши акции. Всего мы рассчитываем продать до 25% акций компании за 90 млн рублей. На данный момент уже реализовано акций более чем на 45 млн рублей. Покупают знакомые люди из Москвы и Сургута, но большинство инвесторов — совершенно новые для нас люди, поверившие в идею.

У моего партнёра есть теория, что большинство наших сограждан в глубине души надеются, что завтра никогда не наступит. Все живут одним днём. Но завтра всегда наступает. И если сегодня ничего не делать, то завтра ничего хорошего не принесёт.

Так и с бизнесом. Начинающие предприниматели рассматривают IPO и биржу как некую туманную перспективу. Это неправильно. Мы решили писать публичную историю с самого начала. Если мы когда-нибудь решимся на настоящее публичное IPO, а я надеюсь, что произойдёт это совсем скоро, то нам будет гораздо легче, чем тем, кто начнёт с нуля. Продажа акций — отличная альтернатива банковским кредитам и инвестициям друзей.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
20.06.2016 11:22
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Дмитрий Ходас. Как мы торговали дикой ягодой и вышли на биржу

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение