#1
Продажи газированных напитков сокращаются, а бутилированной воды, наоборот, растут. В погоне за здоровым образом жизни люди отказываются от газировки, даже несмотря на сотни миллионов долларов, которые бренды тратят на маркетинг. Видя это, а также потенциальную нехватку питьевой воды в будущем, инвесторы, фонды и банки обращают внимание на компании, которые связаны с питьевой водой. Попробуем разобраться в том, почему в будущем люди будут более бережно относиться к воде, ведь другого выбора всё равно нет.

На Земле находится примерно миллиард триллионов литров воды. Но лишь 3% из неё — пресная. Две трети этих 3% скованы в айсбергах и ледяных шапках. Казалось бы, хоть оставшийся 1% должен быть доступен человечеству, но и тут проблема — большая часть скрыта в подземных источниках или почве.

Проблема еще и в том, что среднестатистическому человеку только кажется, что он потребляет 3-5 литров воды в день. В 2012 году ученые Арджен Хокстра и Месфин Меконнен узнали примерное количество воды, которое расходует обычный британец. На питание и питьё уходит 14 литров. Выпечка буханки хлеба, например, обходится в 45 литров. Ежедневный душ — 48 литров. Все, не только британцы, носят одежду, а это еще, в среднем, 167 литров воды. На производство одной чашки кофе уходит 840 литров, начиная со сбора зёрен и заканчивая процессом приготовления в кафе. Съели бургер? Для производства всех его ингредиентов потребовалось примерно 2 800 литров воды.

Хокстра и Меконнен сложили все эти числа и получили 3 400 литров — столько воды тратит среднестатистический британец каждый день. В других странах аналогичных исследований не проводилось, но и так понятно, что реальное количество воды, которое тратит каждый человек, далеко от 3-5 литров. И это количество будет только расти.

Исследование, проведённое в рамках программы Организации Объединённых Наций по окружающей среде, показало, что человечество приближается к границе водных ресурсов Земли. Количество потребляемой людьми воды растёт экспоненциально с 1900 годов. Причём во всех областях — в сельском хозяйстве, персональном потреблении и производстве.

ООН продолжает сыпать неприятными числами. В Западной Европе и Северной Америке каждый третий человек страдает от недостатка воды. В странах третьего мира эта проблема стоит еще острее, а во всём мире примерно 1, 1 млрд человек испытывают нехватку воды. Повышение средних температур из-за глобального потепления, резкая смена климата — всё это заставит человечество потреблять еще больше воды.

Нельзя сказать, что для избежания этой ситуации ничего не делается. Некоммерческие организации пропагандируют бережное отношение к воде, собирают средства, чтобы помочь регионам в наиболее сложном состоянии, защищают водные зоны. Существует даже Рамсарская конвенция, подписанная 160 государствами. Она защищает водно-болотные угодья от пагубного влияния человека.

Компании также соревнуются в том, насколько они «зелёные». Например, в 2015 году Apple заключила сделку с производителем солнечных батарей First Solar. За $848 млн First Solar снабдит Apple солнечными батареями, которые будут использованы для питания 52 магазинов Apple Store, дата-центров и нового кампуса компании.

Правда, это не помогло Apple стать первой в рейтинге зелёных компаний издания Newsweek. Компания даже не вошла в десятку, зато туда попали Vivendi, Adobe Systems, Atlas Copco и другие не столь известные корпорации. Взамен за свою «зелёность» компании получают налоговые льготы, положительный пиар и другие преимущества. Та же Apple в обозримом будущем сэкономит миллионы, используя возобновляемые источники энергии.

Водный кризис, как и любой другой, сопровождается возможностями заработать деньги. Одним из самых засушливых штатов США является Калифорния. В сравнении с другими штатами, жители Калифорнии потребляют 517 литров воды ежедневно. Средний показатель в других штатах — от 270 до 310 литров. Согласно мандату губернатора Калифорнии, с февраля 2016 года потребление питьевой воды сократится на 25% за счёт оптимизации производств и сельского хозяйства. Немалую роль в обеспечении штата питьевой водой сыграет и выпуск дополнительных облигаций на сумму $7, 1 млрд для компаний, связанных с очисткой воды. Инвесторы, крупные фонды и банки видят сложившуюся ситуацию. И действуют.

Самый популярный способ инвестировать в компании, которые занимаются решением проблем с водой — вложить деньги в один из «водных» фондов. Крупнейшим является PowerShares Water Resources Portfolio. Менее крупные — Guggenheim S&P Global Water Index ETF и First Trust ISE Water Index Fund. Общая стоимость их активов — более $2 млрд.

"Индустрия питьевой воды оценивается примерно в $500 млрд. Потребность человечества в питьевой воде будет только увеличиваться, а значит капитализация индустрии тоже растёт." — считает Джим Корридор, аналитик S&P Capital IQ.

Аналитики считают, что в течение следующих 10-15 лет на рынке акций вода будет котироваться выше, чем золото. Но инвестировать в воду можно лишь инвестируя в компании. Более того, на акции компаний, связанных с водой, могут влиять факторы «дружественных» индустрий, например, возобновляемой энергии. Поэтому в сравнении с золотом, рисков не меньше, возможно, даже больше.

Но это не останавливает крупных игроков. Мега-банки с Уолл-Стрит скупают всё, что хоть как-то касается пресной воды — водные угодья, технологии очистки солёной воды, системы орошения и прочее. Инженер-эколог и автор книги Solving Global Water Crises Джо Шинь Ян называет этот тренд тревожным. "Проблема не только в том, что магнаты скупают воду. В то время, как они это делают, государства движутся в сторону того, чтобы регулировать водную независимость своих граждан. Вспомнить хотя бы дело Гарри Харрингтона." — Джо Шинь Ян.

Ян говорит об орегонском фермере Гарри Харрингтоне. В 2012 году его приговорили к 30 дням лишения свободы и штрафу в $1 500 за незаконный сбор дождевой воды. Харрингтон создал на своём участке 3 пруда, в которых собиралась дождевая вода. Харрингтон действительно совершил преступление. Согласно закону города Медфорд, принятому в 1925 году, только город имеет право владеть водными ресурсами.

Однако Ян намекает на определённую несправедливость. В то время, как Харрингтона посадили в тюрьму за 3 озера на его участке площадью 0, 69 квадратных километров, миллиардер Томас Бун Пикенс владеет бóльшим количеством воды, чем любой другой американец. Общая площадь купленных им угодий составляет 800 квадратных километров.

В доказательство своим словам Ян приводит документы крупных инвестиционных банков. Goldman Sachs с 2006 года выделил более $10 млрд на инфраструктурные инвестиции, по большей части, воду. Остальные банки, включая Morgan Stanley, Credit Suisse и Carlyle Group объединяются, чтобы финансировать проекты по созданию водной инфраструктуры в США и за рубежом. Общая стоимость проектов оценивается в $250 млрд.

Люди начинают беспокоиться о недостатке питьевой воды. По мнению аналитика консалтинговой компании Beverage Marketing Corp Гэри Хэмпфила, потребление бутилированной воды превысит потребление газированных напитков в течение следующих 3-4 лет. И это понимают не только аналитики, но и крупные бренды.

В 2014 году объемы продаж крупных брендов питьевой воды увеличились на 7-9%, а продажи напитков Coca-Cola и PepsiCo сократились на 3%. Впрочем, бренды видят эту тенденцию. Nestle владеет Pure Life, Coca-Cola — Dasani, а PepsiCo — Aquafina. Эти три компании являются лидерами в продаже бутилированной воды.

Хэмпфил считает, что компании, продающие бутилированную воду, смогли убедить покупателей в её преимуществе перед газированными напитками. Но вода в бутылках это не альтернатива напиткам — это альтернатива гораздо более дешевой и экологически чистой водопроводной воде. Исследователи из Мичиганского университета посчитали, сколько жители США переплачивают за воду в бутылках в сравнении с водопроводной водой. Трехлитровая бутылка стоит, в среднем, $1, 22. Потребляя воду из полулитровых бутылок (самый невыгодный вариант), покупатель платит примерно в 2 000 раз больше.

В России ситуация примерно такая же. Согласно тарифам на услуги водоснабжения, 1 кубометр питьевой воды стоит 30, 87 рублей. Большая бутылка воды в магазине стоит примерно столько же. В сравнении с водопроводной водой, стоимость воды в московском супермаркете в 600 раз больше.

Индустрия бутилированной воды, в теории, вообще могла бы не существовать. Но с помощью маркетинга, дизайна бутылок, впечатляющих и зачастую выдуманных технологий производителям удаётся продавать воду с фантастической наценкой. В 2015 году бренды бутилированной воды потратили на рекламу $84, 5 млн, пишет The Wall Street Journal. На маркетинг газированных напитков потратили в 8 раз больше, но разрыв сокращается.

Впрочем, этих рекламных средств хватило, чтобы потребители по всему миру подсознательно отделили бутилированную воду от водопроводной, сделав последнюю запасным вариантом. Он нужен лишь в случае, когда под рукой нет бутылки с водой.

$13-миллиардный бизнес бутилированной воды процветает. Но ученые считают, что с точки зрения пользы для организма — это та же вода, что течет из крана. А в случае с более специфическими видами воды, например, алкалиновой, даже советуют не зазнаваться и пить водопроводную воду.

http://foodmarkets.ru/upload/articles2/15/fda285dbbe11a4.jpg


12 бутылок воды Iceberg Water, растопленной с айсберга, обойдутся в 110 фунтовИсточник Статья добавлена Кедoff
17.02.2016 08:45

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение