#1
Число нишевых магазинов — маленьких булочных, мясных, кондитерских — растет, говорится в переписи торговых точек компании Nielsen. И покупатели все чаще делают выбор в их пользу из-за более свежего и богатого ассортимента. Но инфраструктурные и арендные проблемы в Москве сильно тормозят развитие такого бизнеса.

У россиян вошло в привычку регулярно ходить в специализированные магазины за чем-то особенным и вкусным, за тем, чего нет в других местах, отмечает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании "Конфаэль". Сеть бутиков кондитерской фабрики "Конфаэль" состоит из 30 магазинов и занимает 70% в структуре продаж компании. "Есть покупатели, которые ходят в наши магазины уже более восьми лет, с момента запуска сети", — гордится Эльдарханова.

Несмотря на активную экспансию магазинов-дискаунтеров, наблюдается рост нишевых магазинов, которые строят ассортимент на основе одной-двух категорий продуктов (булочные, мясные, молочные магазины, лавки, торгующие свежими фруктами и овощами), отмечают исследователи Nielsen, ссылаясь на исследование ShopperTrends 2011 г. Можно ожидать, что значимость специализированных магазинов в составе традиционной розницы будет возрастать, считают они. И речь идет прежде всего о магазинах, торгующих продуктами с коротким сроком годности, замечает Светлана Суханова, аналитик UBS.

Так "Конфаэль" в собственной сети продает от 500 до 1000 наименований шоколада, конфет ручной работы, а на полках чужой розницы бывает представлено не более 50. Успех своих бутиков Эльдарханова объясняет очень широким и свежим ассортиментом, услугами производства кондитерских изделий на заказ, удачным расположением, пишут "Ведомости" .

Все более узкая сегментация магазинов, и не только продуктовых, — один из 10 главных трендов развития розницы в мире, говорит Дмитрий Неткач, управляющий партнер Watcom Shop Mechanics: "Однако потребительская культура у нас еще надостаточно взрослая, и большинство покупателей пока не доросли до того, чтобы приобретать качественные продукты в нишевых магазинах".

Владельцы специализированных магазинов говорят, что им трудно конкурировать с супермаркетом, где можно купить все в одном месте. Фактор близости магазина для большинства москвичей важнее фактора свежести и богатого выбора продуктов. "Даже фанаты наших молочных продуктов признаются, что ехать 3 км до нашей точки им не хочется", — рассказал Андрей Кривенко, владелец компании "Избенка", которая торгует свежими молочными продуктами фермерских хозяйств. Розничную сеть Кривенко начал строить в 2009 г, открывая торговые прилавки в супермаркетах, ТЦ и павильонах у метро. Сейчас в "Избенке" можно купить около 50 наименований молочки: йогурты, простоквашу, кефир, масло, мороженое, сыр, творожные десерты.

Из 180 открытых "Избенок" 50 пришлось закрыть из-за неудачного места. В пяти точках появился еще и хлеб, который выпекают монахи Толгского монастыря из Ярославля. Правильная тактика — не конкурировать с супермаркетами, а проникать в них, открывая свои прилавки в самых людных местах, понял на собственном опыте Кривенко. Тем более что проблем с арендой, которые были на стартовом этапе, теперь у "Избенки" нет. "Нас уже знают, и договориться о размещении прилавка несложно", — говорит Кривенко.

А компания "Умалат" открывать собственные магазины сыров не планирует. Вряд ли такой магазин будет востребован, пока для большинства россиян главным мотивом покупки остается цена, объясняет Алексей Мартыненко, владелец компании. Процент ценителей и знатоков качественных и дорогих сыров в России пока ничтожно мал. Для сравнения: на одного жителя итальянской провинции Апулия приходится 27 кг моцареллы в год, а в России — 28 г на человека.

Инфраструктурные условия для развития таких магазинов у нас еще не сформировались: трудно выстроить логистику свежей еды, отбить аренду: в результате цены у специализированных магазинов получаются неконкурентными, отмечает Неткач.

Высокие арендные ставки в сочетании с низким покупательским трафиком становятся главной проблемой владельцев небольших магазинчиков, которые торгуют качественным, но узким ассортиментом, считает владелица одной из московских пекарен. Она была вынуждена недавно закрыть свою булочную, которая работала в бизнес-центре столичного ЦАО, именно из-за этих проблем. Сейчас ее пекарня поставляет хлеб и выпечку для HoReCa. "В Москве люди долго сидят на работе и обычно закупают продукты либо в выходные, либо рядом с домом, — замечает она. — Я сама себя долго дрессировала: есть только свой хлеб. Но ехать после долгого рабочего дня в пекарню уже нет сил, поэтому иду в ближайший магазин и покупаю — конечно, не продукцию конкурентов, а, например, австрийский хлеб, выпеченный из замороженного полуфабриката".

"В районе Измайлово, где я живу, закрылись две подобные булочные, проработав недолго", — добавляет Суханова из UBS. Для малого и семейного бизнеса развитие нишевых магазинов — задача почти непосильная, считают эксперты. Успеха в этом деле добиваются прежде всего крупные игроки, убеждена Суханова. К примеру, сеть "Мясновъ" — личный проект гендиректора группы «Черкизово» Сергея Михайлова, запущенный в 2003 г, — сейчас насчитывает около 140 магазинов. Впрочем, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, у которого больше 20 собственных магазинов, не считает подобные проекты успешными, сообщил представитель группы.Источник - foodmonitor.ru Новость добавлена Pavel_Mal
25.05.2012 09:59

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение