#1
Не так давно в прессе прошла информации об увеличении импорта замороженной птицы в Россию. Данные Росстатата это подтверждают, однако не все так просто, мнения экспертов относительно ситуации неоднозначны. Чтобы разъяснить ситуацию, а также выяснить как какова ситуация в мире, мы попросили прокомментировать ее вице-президента Международной программы развития птицеводства Альберта Давлеева.

Увеличение импорта, которое мы сегодня наблюдаем, относительное. По сравнению с 2010 годом — это действительно больше, по сравнению с расчетом потенциального импорта в 2012 году — мало. Если говорить более детально, то квота на импорт мяса птицы в этом году составляет 350 тыс. тонн, это примерно 30 тыс. тонн в месяц. В январе-феврале было ввезено 33, 9 тыс. тонн. Фактически за два месяца ввезена расчетная норма импорта за один месяц, то есть ввезено гораздо меньше, чем могло быть. Вполне можно прогнозировать, что если выбор квоты будет происходить такими темпами, ее годовой объем вообще выбран не будет.

Сравнивать начало этого года с началом прошлого вообще нелогично. В январе-марте 2011 года было завезено мало продукции, так как существовал большой переходящий остаток с конца 2010. Причиной его стало то, что после снятия запрета на куриные окорочка из США Россия закупила их в больших количествах по крайне высокой стоимости, так что и реализовывать его нужно было по соответствующей высокой цене, превышающей обеспеченный спрос. На рынке был необходим искусственный дефицит, что в итоге и произошло, когда в первом квартале 2011 импортеры сократили поставки птицы в Россию. Тем не менее, стоит отметить, что это не спасло их положение, многие потерпели значительные убытки.

Сегодня нет экономической причины увеличения спроса. Более того, популярность замороженного отечественного и импортного мяса птицы в целом снижается. Достаточно посмотреть динамику поставок только из США: 2 — 3 года назад, ежемесячно завозилось от 40 до 70 тыс. тонн мяса птицы, сегодня же совокупный импорт из всех стран мира составил за два месяца 33, 9 тыс. тонн.

По большей части в России спрос на мясо птицы удовлетворяется именно за счет отечественной охлажденной продукции. Замороженное мясо идет только в те регионы или сельскую местность, куда доступ охлажденной продукции затруднен вследствие различных причин. Во-первых, для российских птицефабрик доставить охлажденное мясо птицы на расстояние более 200 км от точки производства весьма проблематично, так как далеко не у всех производителей есть рефрижераторный парк, способный поддерживать необходимую температуру (t 0 – 4 C). Кроме того, не у всех региональных операторов розницы есть специализированные, способные поддерживать необходимый температурный режим, прилавки. Эта ситуации наблюдается в значительном количестве регионов.

Если посмотреть на географию дистрибуции импортной продукции, мы увидим, что основными регионами потребления остаются Дальний Восток, Восточная Сибирь, Северный Северо-Западный регионы России, южные регионы, и ряд дотационных областей. Причина проста — отечественная птица немного, но все же дороже импорта, так что при всем патриотизме российских потребителей в этих регионах люди выбирают продукт именно на основании его цены.

Но ситуация по России меняется, и это вполне ощутимо. Так, относительно недавно в категории потребителей импорта был Уральский регион, но за последнее время ситуация там пошла на поправку. Особенно это касается Челябинской области, где местные птицеводы на значительной территории обеспечивают не только местный, но и соседние регионы и замороженной, и охлажденной продукцией.

Вообще, если брать недавний мониторинг отрасли, то в опте наиболее востребованная продукция — импортные окорочка — предлагаются по 74 — 76 рублей. Цена на российские замороженные колеблется от 80 до 96 руб. за кг, это в среднем на 10 — 20% дороже, чем импортный окорок.

Что же касается российская охлажденной продукции, то она практически не представлена на открытом оптовом рынке, так как большинство его поставляется производителями напрямую в торговые сети. Нижний коридор цены на темное охлажденное мясо птицы в супермаркете колеблется от 110 до 140 руб.

Ситуация с более высокой ценой отечественной продукции во многом объясняется тем, что местные производители не могут продавать продукцию ниже себестоимости. Здесь большую роль играет кредитная нагрузка, предприятия вынуждены отдавать инвестиционные кредиты. Кроме того, при достижениях отрасли, таких как увеличение привесов, сохранность приплода, снижение конверсии кормов, неэффективным остается такой показатель как стоимость производства одного килограмма мяса. У нас эта цифра в 1, 5 — 2 раза выше, чем на Западе. Даже в Украине и Беларуси себестоимости производства значительно ниже. Сказывается влияние слабого менеджмента и экстенсивный путь развития. Очень немногие компании, заняв свою долю на рынке, могут эффективно работать над снижением издержек.

Сегодня самая высокая рентабельность отмечена в крупных холдингах. Так, в «Черкизово» рентабельность птицеводческих активов по EBIDA колеблется от 18 до 22%, в то время как у большинства российских птицефабрик этот показатель составляет 8 — 14%.

Впрочем, ситуация в отрасли практически во всем мире сегодня далеко не самая простая. Так, абсолютное большинство американских птицеводческих компаний полтора года существовала с отрицательной рентабельностью. Выжили они лишь за счет того, что их акции торговались на бирже или их выручили другие направления в этих компаниях, интегрированные с птицеводческим – производство свинины, индейки и говядины. Сегодня рентабельность американских птицефабрик составляет 2 — 3%, они начинали выходить в плюс только в конце первого квартала текущего года, причем это произошло в основном за счет сознательного сокращения поголовья птицы. Количество товара на рынке, при его продолжающемся высоком спросе, уменьшилось, и цена пошла вверх. Бразильские птицеводы сегодня также испытывают определенные трудности с развитием экспорта, но происходят это из-за укрепления реала.

Необходимо отметить, что, несмотря на регион производства, рентабельность, преимущественно зависит все же от стоимости кормов, которые составляют по разным методологиям оценки от 50 до 70% в стоимости продукции.

В 2010 году в России из-за засухи стоимость фуражной пшеницы поднималась до 9 — 10 тыс. руб. а сегодня оно составляет около 6 тыс. руб. Подобные ценовые колебания до 20% могут влиять на себестоимость производства.

Аналогичная ситуация происходила и в США, когда цена на кукурузу, составляющую половину кормов, резко пошла вверх из-за производства этанола. Стоимость выросла с $3 до $6 за бушель, это увеличило себестоимость производства мяса птицы на 30 — 40% и обанкротило целый ряд крупных американских компаний.

Если же вернуться к ситуации на отечественном рынке, то можно отметить еще одну интересную особенность, которая, кстати, во многом объясняет популярность американских окорочков, — это вкусовые предпочтения отечественных потребителей. Россияне предпочитаю темное мясо — куриные окорочка, голени, бедра – как охлажденные, так и замороженные. Именно этого товара не хватает сегодня на рынке, даже, несмотря на то, что цена его выше цельной охлажденноой тушки.

В России в этом отношении существует определенный перекос. У нас в равных объемах производится и белое, и темное мясо, в то время как повышенным спросом пользуется только темное. Цельные куриные тушки и грудки пользуются гораздо меньшей популярностью, чем мясо с нижней части тушки в связи с более высокой стоимостью одноразовой покупки. Белое мясо труднее реализовать. Оно, конечно, частично входит в переработку, но это не решает вопрос полностью.

Подобная ситуация наблюдается не только у нас, но и в Китае, на Ближнем и Среднем Востоке, в Японии, Мексике и вообще на многих крупных экспортных рынках. Более того, сегодня и в самой Америке потребление темного мяса птицы резко возросло, и именно с этим связано уменьшение американского мяса птицы на мировых рынках.Источник - www.agronews.ru Новость добавлена Pavel_Mal
24.05.2012 09:20

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение