#1
С 2020 года функции прослеживаемости в сфере продуктов питания животного происхождения будет выполнять система маркировки ЦРПТ помимо действующего «Меркурия». Пока не стартовал даже пилотный проект, но бизнес готовится и считает затраты
Кто и как сейчас проверяет продукты питания

Реализация контроля пищевой цепочки «от поля до прилавка» началась в 2012 году, когда главное ветеринарное ведомство — Россельхознадзор — инициировало разработку системы электронной сертификации, чтобы в первую очередь перевести весь объем ветеринарной документации в электронный вид. Однако, пока идею дорабатывали, система в итоге серьезно изменилась и стала включать не только объекты ветеринарного надзора (сырое молоко, туши животных или биологический улов), но и готовую переработанную продукцию. Ранее любые промышленно произведенные продукты питания относились к ведению Роспотребнадзора и считались безопасными с точки зрения ветеринарии.

В 2016 году «Союзмолоко» оценивало в миллионы рублей затраты на новых сотрудников, технику, программное обеспечение для отрасли, где уже работают 2 тыс. заводов в регионах России, обеспечивающих все население страны продуктами категории «фреш» (fresh): молоком коротких сроков хранения, кефиром, ряженкой и другими скоропортящимися кисломолочными продуктами. Такие серьезные инвестиции повлияли на себестоимость пищевой продукции наряду с другими важными факторами, в том числе ростом НДС, введением новых экологических норм и требованиями к упаковке.

Психологическое влияние на рынок от введения системы «Меркурий» тоже есть: многие компании всерьез испугались проверок и отказались от выпуска спредов под видом масла и сырных продуктов под видом сыра. Поэтому основной фактор растущего потребления молочной продукции в 2019 году — повышение качества молочной продукции и снижение доли фальсификата, несмотря на продолжающийся рост цен.

Что такое система маркировки

В ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя. Позже была одобрена идея создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Это дочерняя структура Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.

Сегодня система маркировки работает в тех отраслях, где была высокая доля контрафакта и контрабанды, например, на рынке шуб. Если в 2015 году объем легальных продаж меховых изделий составил 7 млрд руб, то после введения маркировки он вырос до 59 млрд руб. в год

Как работает и сколько стоит маркировка

Система маркировки ЦРПТ должна работать так: в электронном документообороте фиксируются все операции с товаром с момента нанесения на производстве data-matrix кода до попадания товара в торговую сеть и конечной продажи его потребителю. Для того чтобы нанести код, бизнесу необходимо купить принтер для его нанесения, оборудование для сканирования и соответствующее программное обеспечение (ПО), чтобы и то и другое работало. По данным Минпромторга, оборудование для маркировки лекарств обойдется производителю от 3, 5 млн до 9, 5 млн руб. в зависимости от комплектации. Внедрение системы для одной товарной категории в масштабах всей страны будет стоить, по оценкам ЦРПТ, 3 млрд руб.

Помимо инфраструктуры и инвестиционных затрат потребуются также ежегодные операционные расходы: плата за услугу прослеживаемости каждой единицы товара, то есть сам уникальный код, составит около 0, 5 руб. Эта стоимость одинакова и для шубы, и для глазированного сырка.

Что происходит сейчас

В 2019 году было принято решение включить в «Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» молочную продукцию как первую среди пищевых отраслей. Однако в Распоряжении Правительства было указано, что срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента. Планировалось, что он будет запущен 15 июля 2019 года и продлится до конца февраля 2020 года.

Для того чтобы начать эксперимент, ведомства должны согласовать методические рекомендации, которые лягут в основу самих правил маркировки. «Союзмолоко» отмечает, что цели системы маркировки — это сокращение объемов незаконного оборота продукции, повышение собираемости налогов и пошлин и контроль конкурентной среды. И перед принятием решения об обязательном введении маркировки необходимо было оценить ожидаемый уровень достижения этих целей, который должен сопоставляться с экономическими затратами на введение data-matrix кодов. В первую очередь это замечание основано на том, что в отличие от шуб на молочном рынке, по мнению бизнеса, стоит проблема не контрафакта, а фальсификата, а для борьбы с ним есть действующая система — «Меркурий».

Бизнес указывает, что дополнительные затраты на внедрение системы маркировки составят более чем в 25 млрд руб. инвестиционных расходов и более чем 20 млрд руб. ежегодных операционных расходов. При этом, по данным Росстата, в 2018 году чистая прибыль всей отрасли после налогооблажения составила 35 млрд. руб.

Мировой опыт

В Европейском союзе исследования, аналогичные анализу целесообразности, проводились на нескольких этапах перед введением обязательной маркировки и прослеживаемости табачной продукции. В рамках исследования были сопоставлены прогнозируемые экономические и иные выгоды от введения системы прослеживаемости, с одной стороны, и расходы на введение системы из бюджета государств-членов и затраты участников оборота табачной продукции — с другой.

По результатам было установлено, что введение системы позволит сократить объем нелегального оборота на 2, 45% от общего объема табачного рынка, что в натуральном выражении составит 674 млн пачек сигарет в год. Ожидается, что экономические выгоды от сокращения нелегального оборота составят ежегодно:

€2, 029 млрд — в виде повышения налоговых сборов;
€59 млн — в виде роста доходов участников рынка в результате увеличения продаж легальной продукции.
При этом, по предварительным расчетам, общая сумма единовременных инвестиций на внедрение системы составит около €350 млн, еще около €100 млн ежегодно потребуется на обеспечение функционирования системы.

Представители молочной отрасли в России предлагают провести аналогичную оценку, рассчитывая на то, что доля контрафакта, которая находится на минимальном уровне в секторе, убедит создателей отказаться от такого дорогого способа его вывода в легальную зону.

Что дальше: варианты развития событий

Сегодня эксперимент не укладывается в сроки, и с высокой долей вероятности маркировка всей молочной отрасли не сможет быть введена в марте 2020 года. Для старта эксперимента должны быть согласованы правила его проведения — методические рекомендации и варианты интеграции системы, а также цели, которые государство и бизнес должны достичь. И только после этого общую концепцию нужно пытаться реализовать на практике на площадках добровольцев, чтобы доказать целесообразность внедрения системы маркировки.Источник - pro.rbc.ru Новость добавлена Alex.Cheap.Him
07.10.2019 06:07

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение