#1
Фраза "кризис – время возможностей", пусть и заезженная, как нельзя лучше подходит в качестве характеристики российского ритейла образца 2016 года. С одной стороны, в стране продолжается падение продаж и доходов населения, что не самым лучшим образом влияет на торговые сети, с другой – совершенно точно нельзя сказать, что рынок застыл и не меняется.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ в январе-ноябре сократился на 5, 1% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 25, 238 триллиона рублей. Минэкономразвития ожидает сокращения показателя на 4, 9% по итогам года после прошлогоднего спада на 10%.

Однако даже при снижении продаж в уходящем году на рынке ритейла успели поменяться правила игры, была заключена крупнейшая сделка за несколько последних лет, а также обострилась борьба между лидерами рынка.

Битва за бонусы

Главным макроэкономическим событием в ритейле стало принятие поправок в закон о торговле — достаточно серьезное изменение правил игры на рынке. Проект поправок в закон был внесен в начале 2015 года группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Госдумы шестого созыва Ириной Яровой. В мае прошлого года он был принят Думой в первом чтении.

После этого, однако, проект почти год пребывал в законсервированном виде: законодатели и поставщики периодически напоминали о необходимости принимать поправки, а торговые сети грозили ростом цен и перебоями в поставках продуктов. Минпромторг РФ занимал примиряющую позицию, пытаясь выработать решение, которое разрешило бы "классовый антагонизм".

"Второе дыхание" процесс принятия поправок получил в апреле 2016 года. Во время "прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным Яровая рассказала главе государства о поправках. Она заявила, что основные проблемы, затронутые проектом — сроки получения оплаты поставщиками товаров и премия с оборота, которая "превратилась в постоянный налог со всех производителей при поставках в торговые сети".

Путин в ответ поручил внести поправки в закон о торговле в весеннюю сессию работы Госдумы. Так и произошло. Несмотря на попытки торговых сетей смягчить версию депутатского проекта, он был принят в достаточно жестком виде.

Так, поправки ограничили размер вознаграждения торговых сетей величиной 5% от цены купленного товара, тогда как только ретро-бонусы, то есть премии за объем закупки товаров, составляли раньше до 10%. В эти бонусы были включены рекламные, маркетинговые и логистические по продвижению товара. Сроки расчета поставщиков с контрагентами также были сокращены — до 8-40 дней в зависимости от срока хранения товара.

Успеть до нового года

Контракты между сетями и поставщиками с 15 июля 2016 года должны заключаться по новым правилам, а уже подписанные договоры необходимо привести в соответствие с обновленным законом до начала 2017 года.

"К 1 января 2017 года в соответствие с новыми требованиями закона о торговли будет приведено до 100% подлежащих перезаключению договоров. Все вопросы решаются в рабочем порядке", — сообщил РИА Новости председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет ведущих российских ритейлеров, Илья Ломакин-Румянцев.

Ряд аналитиков указывали на негативные моменты поправок для торговых сетей. Например, международное рейтинговое агентство Fitch отмечало, что из-за поправок, в частности, останется меньше возможности для маневра в договорах между сетями и поставщикам.

"Что касается возможностей для маневра – снизились возможности сетей для оказания поставщикам, особенно не крупным и продвигающим новый продукт, маркетинговых и логистических услуг. Кто от этого проиграл – вопрос, ответ на который мы узнаем в следующем году", — рассуждает глава АКОРТ.

Меченные шубы

Еще одно регуляторное ноу-хау торговли 2016 года – введение маркировки RFID-метками меховых изделий. Соглашение о маркировке меховых изделий было подписано в 2015 году в Белоруссии. Маркировка должна была заработать с 1 апреля 2016 года во всех странах Евразийского экономического союза, но из-за затянувшейся ратификации в национальных парламентах с начала апреля она стартовала лишь в виде эксперимента.

С 12 августа 2016 года маркировка стала обязательной. После ее запуска стали понятны масштабы теневого рынка меховых изделий – оказалось, что доля нелегального оборота шуб составляла 80-85%. В результате поставщики меховых изделий даже столкнулись с дефицитом RFID-меток, поскольку власти не ожидали такого спроса на них.

Однако и результаты эксперимента оказались весьма успешными. В начале декабря глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что продажи шуб в России с августа, когда была введена обязательная маркировка меховых изделий, составили 22, 5 миллиарда рублей, что втрое выше оборота шуб за весь прошлый год. По данным АКОРТ, сейчас в системе маркировки уже зарегистрировано около 7, 6 тысячи участников оборота шуб.

Теперь в планах властей – распространить практику маркировки и на другие товары. С 1 января 2017 года заработает пилотный проект по маркировке лекарств. Кроме того, в течение года обсуждалась возможности введения такой системы для продукции легкой промышленности, в частности, обуви, продуктов и других товаров.

Сделки года. И не только года

Когда кризисные явления в ритейле только начинали проявляться, уже тогда участники рынка предсказывали консолидацию на рынке. Замечание справедливое: выживает сильнейший, и кризис в этом смысле хорошо показывает, кто может успешно работать дальше, а кому пора уйти. Однако поглощения, если и происходили, не были особенно резонансными.

Однако летом в СМИ появились сообщения о том, что чешские акционеры одного из ведущих ритейлеров бытовой техники и электроники, компании "Эльдорадо", ведут переговоры с финансовой группой "Сафмар" (бывшая БИН, управляет активами семьи Гуцериевых-Шишхановых) о продаже ритейлера. "Сафмар" к тому моменту уже владела конкурентом "Эльдорадо" — "Техносилой", которая досталась ей в наследство от МДМ-Банка.

Шли месяцы, однако о соглашении по-прежнему ничего не было слышно. И лишь в декабре было объявлено, пожалуй, о крупнейшей сделке за последние несколько лет: группа "Сафмар" в течение менее чем семи дней объявила о покупке двух ведущих торговых сетей бытовой техники и электроники — сначала "Эльдорадо", а потом "М.Видео".

Сумма, за которую группа купила у чешских PPF Group и Emma Capital "Эльдорадо" не разглашалась, пакет в 57, 7% акций "М.Видео" был приобретен за 726 миллионов долларов. Кроме того, "Сафмар" обязался выставить добровольное предложение миноритарным акционерам "М.Видео" о приобретении у них акций компании по такой же цене. Таким образом, покупка ритейлера обойдется группе в 1, 258 миллиарда долларов.

Интрига, впрочем, заключается в том, что эту сделку, в отличие от покупки "Эльдорадо", пока не одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Три года назад, когда сам "М.Видео" хотел приобрести "Эльдорадо", служба наложила ограничения на сделку: ФАС потребовала закрытия части магазинов "Эльдорадо" в ряде регионов страны. После этого сделка сорвалась.

Сейчас же глава "М.Видео" Александр Тынкован ожидает, что продажа акций будет завершена во втором квартале будущего года. Если предположить, что антимонопольная служба согласует сделку и не потребует закрытия магазинов, группа "Сафмар" получает фактически мегаритейлера бытовой техники с оборотом порядка 250-300 миллиардов рублей, 900 магазинами и долей рынка в 25-30% по оценке аналитиков.

Кит против слона

Если на рынке торговли бытовой техникой в следующем году можно ожидать появления безоговорочного лидера, то в сфере продовольственного ритейла лидер может смениться. Вместо "Магнита" им может стать компания X5 Retail Group, управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", которая весь 2016 года показывала весьма выдающиеся результаты.

По итогам девяти месяцев 2016 года X5 Retail увеличила чистую розничную выручку на 27, 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 734, 3 миллиарда рублей. В свою очередь, "Магнит" увеличил чистые розничные продажи за девять месяцев на 14, 4% — до 790, 137 миллиарда рублей, что выше показателя X5 всего на 7, 6%.

При этом разрыв между показателями выручки компаний неумолимо сокращался весь год. В результате аналитики допускают, что в течение первого полугодия X5 Retail может обогнать "Магнит" по выручке. Впрочем, топ-менеджеры "Магнита" неоднократно говорили о стремлении фокусироваться на улучшении рентабельности, а не на сохранении первого места на российском рынке ритейла, которое сеть получила в 2013 году.

Другое ожидаемое событие – обе компании по итогам 2016 года могут зафиксировать трилионную выручку. Так, выручка "Магнита" по итогам 2015 года составила 950, 613 миллиарда рублей, а прогноз сети по росту га 2016 год – 14-16%.

Выручка X5 Retail по итогам прошлого года составила 808, 818 миллиарда рублей. В начале декабря главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман говорил, что компания ожидает роста выручки в этом году на 28% по сравнению с 2015 годом.Источник - ria.ru Новость добавлена superbiznes
28.12.2016 11:27
    #2
    28.12.2016 13:09
    Откуда: не указан
    Сообщений: 189
    Карма: 1.08
    superbiznes написал(а):

    Фраза "кризис – время возможностей", пусть и заезженная, как нельзя лучше подходит в качестве характеристики


    доли технопальмы во всевозможной сетевой 'еде'.
    Ведь
    superbiznes написал(а):

    оборот розничной торговли в РФ в январе-ноябре сократился на 5, 1%


    А в то же время импорт пальмы растёт.
    Что бы это значило?
        #3
        28.12.2016 13:20
        Откуда: Москва
        Сообщений: 40504
        Карма: 48.65
        UnitedNuts написал(а):

        Что бы это значило?



        Пальма пошла в МРП?
            #4
            28.12.2016 13:31
            Откуда: Москва
            Сообщений: 46681
            Карма: 297.96
            UnitedNuts написал(а):

            импорт пальмы растёт.


            она сейчас вроде как монополизирована

                Возможность комментирования закрыта.

                Прямой эфир



                FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение