#1
В России может появиться своя индустрия региональных продуктов питания — по примеру стран Европы, где производимые в том или ином регионе сыр или вино становятся его визитной карточкой. Восемь регионов и представители бизнес-сообщества уже представили в Минсельхоз свои предложения на этот счет. По их мнению, в перспективе объем продаж такой продукции может составить до 1 трлн рублей в год.

Региональные продукты — это «сырьевые, гастрономические или кулинарные продукты питания, подлинность и типичность которых исходит из их географического происхождения». Наглядным примером здесь является европейский продовольственный рынок, где производители региональных продуктов успешно конкурируют с транснациональными корпорациями, а, например, название географической области Парма превращается в сорт сыра пармезан. В Евросоюзе на сегодняшний день зарегистрировано более 800 брендов региональных продуктов, объем их экспорта составляет порядка €14, 5 млрд в год. Доля потребления подобной продукции в том же Париже составляет 25%, тогда как в Москве — всего 2–3%. Региональные продукты питания в Европе зачастую становятся основой экономики региона, причем речь идет не только о продажах самого продукта, но и, например, о привлечении туристических потоков.

Главными лоббистами идеи стали региональные власти, Федерация рестораторов и отельеров и Национальная ассоциация региональных продуктов (НАРП). Идея обсуждается с Минсельхозом, ее также презентовали вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В подготовленной совместно с РАНХиГС аналитической записке для правительства (есть в распоряжении «Известий») предлагается «легализовать» индустрию в Госпрограмме сельского хозяйства до 2020 года, создать в Минсельхозе Институт развития региональных продуктов (по аналогии, например, с INAO, французским институтом происхождения и качества), а также разработать программу развития индустрии региональных продуктов «по аналогии с программой развития рыбохозяйственного комплекса». После реализации данной программы, отмечается в документе, объем продаж региональных продуктов может составить порядка 1 трлн рублей ежегодно, в том числе и за счет экспортных поставок.

В НАРП рассказывают, что уже провели исследования в 13 регионах России и выявили по 3–4 потенциальных региональных продукта, способных стать сильными национальными и даже международными брендами. Это «башкирский мед», «якутские омуль и чир», «хакасская баранина», «минусинские томаты», «татарский гусь» и т.д. Среди критериев отбора — «продукт славится в своем регионе и имеет исторические корни», «уникальный вкус, обусловленный природой или технологией» и т.д. В этом году ассоциация планирует презентовать рейтинг топ-50 региональных продуктов по экономическому потенциалу.

— Это повышает привлекательность регионов не только с точки зрения бизнеса — речь вообще об имидже, в том числе международном. Если инвестор знает, что в каком-то российском регионе есть свой яркий, качественный продукт, это как сигнал — там есть нормальная экономическая жизнь, — говорит Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.

Как рассказал «Известиям» президент НАРП Иван Меркулов, инициативу на уровне «первых-вторых лиц» поддержали, в частности, Республика Хакасия, Томская, Астраханская, Калужская, Тверская, Кировская области, Ставропольский край. По его словам, в правительстве идею поддерживают, «с нами работает один из заместителей главы Минсельхоза», недавно в институте Минсельхоза РИАМА создана кафедра региональных продуктов, это первый шаг к тому, чтобы появился отдельный специализированный институт по этой тематике.

— Это важно, потому как создание, по сути, новой индустрии требует системы правил как с точки зрения государства, так и с точки зрения бизнеса. Нужны изменения и уточнения к законодательству, также нужно вести официальный реестр таких продуктов и иметь возможность контролировать, проверять и тестировать их, — говорит Иван Меркулов.

Кроме того, утверждают сторонники развития региональных брендов, это даст мощный импульс развитию национальной кухни как внутри страны, так и за рубежом.

— Одно дело, когда ты приходишь в ресторан и что-то заказываешь. Другое — когда ты ориентируешься на то, из чего именно тебе готовят. Например, заказываешь мясо, привезенное из определенной области. У рестораторов сейчас есть реальный спрос на такие продукты, — комментирует Николай Калмыков.

С ним соглашается глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

— Мы и так долгое время работали на таких региональных продуктах, только произведенных за рубежом. Сейчас региональные продукты развивают и в Португалии, и в Турции. В России до революции было очень много таких региональных продуктов — луховицкие огурцы, тамбовский окорок, ярославские подосиновые шляпки, белевская пастила. Думаю, нам бессмысленно в силу высоких издержек развивать в России итальянскую кухню, французскую кухню. Надо развивать свою русскую кухню. Но если мы говорим о нашей, местной кухне, это в любом случае региональная кухня. Во Франции нет как таковой французской кухни — Бретань, Нормандия, Пиренеи и т.д. Для ресторатора очень важно рассказать, откуда продукт. Это ваше конкурентное преимущество перед другими.Источник - izvestia.ru Новость добавлена superbiznes
28.03.2016 10:01

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение