#1
Отбившись от уплаты НДС с премий поставщиков, розничные сети столкнулись с новой проблемой: налоговики требуют сократить налоговые вычеты на сумму этих премий

Два года назад ритейлеры доказали налоговой службе, что не должны платить НДС с премий, полученных от поставщиков за перевыполнение плана закупок. Теперь налоговики зашли с другой стороны: вместо того чтобы начислять НДС на бонусы, они требуют сокращать суммы налоговых вычетов.

В 2012 г. ООО «Леруа Мерлен Восток» одержало верх в споре с налоговой службой. Ритейлер включал премии в выручку от продаж, но не учитывал их при расчете НДС. Налоговики трактовали премии как доходы ритейлера от оказания поставщикам услуг по продаже товара, а доходы от услуг облагаются НДС. Тогда юристы «Леруа Мерлен» убедили суд в своей правоте: никаких услуг поставщикам сеть не оказывает.

Неделю назад Верховный суд рассматривал иск другого продавца товаров для дома — Castorama (ООО «Касторама рус»), который оспаривал доначисление ему 92, 9 млн руб. по итогам выездной налоговой проверки за 2009-2010 гг.

По закону розничная сеть вправе возместить расходы на уплату НДС, заложенного в цену приобретенного ею у поставщика товара, путем зачета НДС, начисленного на розничную цену этого товара в ее магазинах. Но налоговая служба сочла, что ритейлер обязан был уменьшить ранее заявленный вычет на сумму «фактически предоставленных скидок (премий)» на товары, следует из материалов суда. В первых двух инстанциях юристы «Касторама рус» выиграли: они доказали, ссылаясь на договоры поставок, что премии не снижают цену товара, значит, не требуется и доначислений. Но кассационная инстанция поддержала позицию налоговой службы: когда поставщик дает ритейлеру премию или скидку, «фактически происходит снижение стоимости товара». К такому же мнению пришел и Верховный суд.

В 2013 г. в Налоговый кодекс были внесены изменения: согласно им, премии поставщиков не уменьшают стоимость товаров, если только это не предусмотрено договором, говорит старший юрист Sameta Юлия Кузнецова. «Предполагалось, что отсутствие в договоре условия о пересмотре стоимости товара должно исключать подобные претензии. Теперь очевидно, что это налогоплательщиков не спасает», — констатирует она.

С аналогичными претензиями могут столкнуться и другие торговые компании, опасается Кузнецова, «а с учетом позиции, которую заняла высшая судебная инстанция, это может стать большой проблемой для торговых сетей».

Такое же решение и в тот же самый день Верховный суд вынес по иску компании «Алтайоптфарм», к которой налоговики предъявляли аналогичные претензии. Налоговая инспекция выявила «завышение суммы налоговых вычетов, исчисленных без учета финансовых премий» от поставщика — компании «Алтайвитамины». В этом решении Верховный суд указывает: суды были правы, не удовлетворившись ссылками на отсутствие в договорах пункта о снижении стоимости товара за счет премий. В решении по делу «Касторама рус» это прямо не указано, но из других материалов дела очевидно: условия договора о поставке не предусматривали пересмотра стоимости товаров, рассуждает Кузнецова.

Общерыночная практика — прописывать в договорах поставки, что премии поставщиков не снижают цену товара, говорят сотрудники ритейлеров, опрошенных «Ведомостями». Такая оговорка защищает компании от налоговых претензий.

«Мы не снижаем сумму налогового вычета на скидки от поставщиков, заявляя НДС к вычету, — признается сотрудник аптечной сети. — В качестве защиты в договоре с поставщиком мы прописываем, что скидка не уменьшает стоимость товара». Так же поступает другая сеть аптек, говорит ее сотрудник: «Мы руководствуемся позицией аудитора, что ретроспективные скидки “не содержат НДС”, поскольку не связаны с движением товара».

Приложение к типовому договору поставки крупнейшего ритейлера России «Магнита» прямо гласит: «Сумма премии не уменьшает цену товара». Схожая формулировка в типовом договоре «Дикси»: «Выплачиваемая премия не изменяет цену и общую стоимость товаров». С другой стороны, в аудированной отчетности по МСФО за 2013 г. «Магнит» констатирует: бонусы от поставщиков «фактически снижают себестоимость товаров, приобретенных у поставщика».

По словам сотрудника крупного продавца бытовой техники и электроники, формулировки, касающиеся премий, определяются договоренностями с каждым отдельным поставщиком.

Крупнейшие розничные сети получают от поставщиков в виде премий, бонусов и т. п. 10-15% от стоимости поставки в зависимости от вида товара, говорит представитель одного из ритейлеров. Лидеры рынка, чьи обороты исчисляются сотнями миллиардов рублей, получают в виде премий от поставщиков десятки миллиардов, рассуждает он. Если вся розница будет снижать сумму налогового вычета по НДС на скидку от поставщиков, то крупные сети могут вовсе лишиться вычета, недоумевает он.

От официальных комментариев представители всех компаний отказались. Телефоны российского офиса Castorama вчера молчали, запрос в головную компанию ритейлера в Британии остался без ответа.Источник - www.vedomosti.ru Новость добавлена Pavel_Mal
20.11.2014 05:10

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение