#1
Принято считать, что мечты сбываются под Новый год. Но для основателя крупнейшей в России розничной продуктовой сети «Магнит» Сергея Галицкого это произошло еще в начале весны. Его коллеги и знакомые говорят, что бизнесмен буквально засыпал и просыпался с мыслью обогнать конкурентов. И вот мечта сбылась: «Магнит» стал лидером рынка, опередив X5 Retail Group. Как эпохальное событие это восприняли не только сам Сергей Галицкий, но также все участники отрасли, особенно проигравший, который, впрочем, выглядит скорее впавшим в ступор, чем пытающимся что-то изменить.

За гонкой крупнейших российских продуктовых ритейлеров – «Магнита» и X5 Retail Group – участники рынка и эксперты следили с замиранием сердца еще в прошлом году, ожидая, когда же в отрасли наконец сменится лидер. Долго томиться не пришлось. Уже по итогам первого квартала этого года оборот «Магнита» достиг 131, 2 млрд руб, в то время как у традиционного лидера отрасли X5 Retail Group, управляющей сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», составил лишь 126, 3 млрд руб. К концу сентября разрыв увеличился: «Магнит», насчитывающий более 7 тыс. магазинов в России, наторговал на $13, 19 млрд, а Х5 Retail Group, управляющая более чем 4 тыс. торговыми точками, – на $11, 47 млрд. Сергей Галицкий, как передали “Ъ” его знакомые, уверен, что конкурент вряд ли сможет вернуть себе пальму первенства.

К концу года стало очевидно: Х5 ничего не может противопоставить «Магниту». Краснодарский ритейлер научился масштабировать себя, укладываясь при этом в бюджеты. Х5, погрязшая в кадровых проблемах, блокирует свое развитие и саму его концепцию. Можно констатировать, что реакция столичной сети на потерю лидерства только эмоциональная, ничего другого компания не демонстрирует.

История падения X5 и восхождения «Магнита» вышла на свой завершающий этап два года назад. Х5, где 47, 86% принадлежит «Альфа-групп», сдавала позиции шаг за шагом. Группа неспешно наращивала выручку: по итогам 2012 года она оказалась больше всего на 2, 2%, чем в 2011 году. У «Магнита» прошлогодний прирост достиг 33, 6%. Та же ситуация и в 2013 году: в первом квартале прирост выручки X5 составил 7, 5%, у «Магнита» – 30, 4%, во втором – 5, 9% и 32, 4% соответственно. В январе–сентябре у X5 выросла всего на 4, 3%, у «Магнита» – на 29%. По итогам 2011 года Х5 уступила по темпам роста выручки ближайшим конкурентам. Например, выручка «Дикси» выросла на 64, 5% до $3, 5 млрд, «Магнита» – на 47% до $11, 4 млрд, у Х5 – на 37% до $15, 4 млрд.

За этими цифрами лежат вполне определенные события. Весной 2011 года X5 покинул исполнительный директор Лев Хасис: это произошло через несколько месяцев после покупки сети дискаунтеров «Копейка» (около 700 магазинов). Кресло занял Андрей Гусев, отвечавший ранее в X5 за сделки по слияниям и поглощениям и имевший репутацию довольно жесткого управленца. Он сразу пообещал изменить стратегию компании. Провозгласил курс на новую для рынка децентрализацию, обещал сконцентрироваться на органическом росте Х5. Ко второму кварталу 2012 года Андрей Гусев вычистил всех топ-менеджеров, которые видели живого Льва Хасиса, но тут же был уволен сам. Отставка совпала с объявлением операционных показателей Х5 за второй квартал 2012 года: тогда выручка группы выросла только на 10% до 123, 4 млрд руб. ($3, 8 млрд по тогдашнему курсу ЦБ), сопоставимые продажи снизились на 1, 1%. С марта 2011 года по июль 2012 года, когда показатели стали снижаться, а господин Гусев был уволен, капитализация Х5 снизилась почти вдвое до $5, 75 млрд, тогда как капитализация «Магнита» сохранилась на том уже уровне – $13, 66 млрд. За этот период индекс FTSE RIOB потерял 30%.

В Х5 Андрея Гусева сменил Стефан Дюшарм, который начал собирать очередную новую команду. Более замкнутого и молчаливого руководителя рынок не видел, аналитики возмущались тем, что неясно вообще ничего: куда идем, с какой целью – а ответы на все вопросы были обтекаемыми. Офис компании стал чаще навещать Михаил Фридман, но это не помогло: темпы развития X5 только падали, тогда как «Магнит» ставил новые рекорды. Инвесторы не замедлили отреагировать: сейчас капитализация Х5 составляет всего $5 млрд против $30 млрд у «Магнита». Сергей Галицкий в своих интервью часто размышлял, что наемный менеджер не может управлять компанией настолько хорошо, как хозяин. Сам он до сих пор вовлечен в оперативное управление и в своем Twitter как-то процитировал поставщика: «Фридман и Ко, сидя в своих креслах, пытаются угнаться за “Магнитом”, где Галицкий в сапогах и с ноутбуком бегает по говну и по полям».Источник - kommersant.ru Новость добавлена Pavel_Mal
27.12.2013 05:07
    #2
    27.12.2013 07:31
    Откуда: Екатеринбург
    Сообщений: 2753
    Карма: 0.43
    Просто, действительно, Галицкий построил правильную сеть, ориентированную на массового покупателя, а Х5 сосредоточилась на отжимании поставщиков (причем, в отличие от Магнита — бездумном). Итог справедлив.
        #3
        27.12.2013 07:38
        Откуда: Москва
        Сообщений: 2470
        Карма: 5.84
        Магнит сделал большой упор на логистику и импорт в отличие от Х5.Автопарк авто магнита больше в 4 раза автопарка Х5, так же над логистической программой магнита постоянно трудится огромное количество сотрудников
            #4
            27.12.2013 09:01
            Откуда: Москва
            Сообщений: 6099
            Карма: 7.68
            alexmsk, согласен! У кого сильней логистика, тот и победит. Особенно в России. Я бы ещё учёл, что у Х-5 очень много торговых точек в Москве и области, где велики арендные ставки и другие операционные расходы.

                Возможность комментирования закрыта.

                Прямой эфир



                FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение