#1
На российском алкогольном рынке, похоже, появилась новая традиция: каждые полгода производители тех или иных напитков заявляют, что их предприятия перестанут работать из-за нововведений в законодательстве. Причиной являются не сами нововведения, а их некачественное исполнение со стороны чиновников. 23 ноября СМИ сообщили, что очередной коллапс с Нового года ожидает российских пивоваров.

В течение последних двух лет российское правительство в союзе с Государственной Думой серьезно перетрясло законодательство, регулирующее алкогольный рынок, объясняя это стремлением сократить потребление вредных напитков в стране. Так, пиво приравняли к алкоголю, из-за чего оказалась под запретом его продажа в ночное время, реализация в ларьках и употребление в общественных местах. Кроме этого, были пересмотрены правила лицензирования вин и слабоалкогольных напитков, а из интернета должна исчезнуть реклама алкоголя. Большинство изменений вступило в силу в 2012 году или только начнет действовать с 1 января 2013-го.

Подобные действия властей требуют не только политической воли "наверху", но и соответствующего администрирования уровнем пониже. За производство спиртных напитков в России отвечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), созданная в 2009 году. В настоящее время в ведомстве, которое контролирует производство, лицензирование и выдачу акцизов на алкогольную продукцию, работает около тысячи человек. Именно на него легла основная тяжесть по реализации нововведений.

"Ягуар" остановился

В конце 2011 года стало известно, что правительство вовремя не утвердило форму акцизных марок для слабоалкогольных напитков. До 1 января 2012 года для производства напитков крепостью меньше девяти градусов акцизные марки не требовались. В итоге из-за бюрократических проволочек компании лишились возможности производить слабый алкоголь. Лицензирование напитков этого сегмента для продажи начнется только с 2013 года. Таким образом, розничные компании продолжили продавать слабоалкогольные напитки, но пополнять запасы они не смогли.

В первую очередь от нерасторопности чиновников пострадали производители слабоалкогольных коктейлей — Red Devil, Jaguar, Gin & Tonic, Hooper's Hooch и других. В похожей ситуации оказались импортеры вин с низким содержанием алкоголя — таких, как Liebfraumilch ("Молоко Богоматери") и игристого Lambrusco. С нового 2012 года компании обязали клеить на них акцизные марки при ввозе в Россию.

Бизнес по-разному выходил из сложившейся ситуации. Сообщалось, что импортеры "слабых" вин начали маркировать их как напитки крепостью выше девяти градусов — нанесение акцизов на такие напитки стало обязательным уже давно, так что марки были в наличии. Это стоило компаниям дополнительных расходов, поскольку размер акцизов зависит от содержания алкоголя в напитке, но по крайней мере их бизнес не остановился.

Что касается производителей слабоалкогольных коктейлей, то они перед Новым годом просто сделали запасы. Запасы эти, впрочем, закончились уже через месяц — в результате компании срывали контракты на поставку продукции и были вынуждены платить штрафы. Новые согласованные марки начали выдавать только в конце февраля — таким образом, предприятия, выпускающие слабый алкоголь, простаивали около двух месяцев.

Слабоалкогольные напитки занимают значительную долю российского рынка. В 2011 году было произведено 31, 9 миллиона дал — это почти в три раза меньше объемов выпуска водки (86, 3 миллиона дал), но сопоставимо с рынком вина (около 40 миллионов дал). По подсчетам Национальной ассоциации производителей и дистрибуторов слабого алкоголя, ущерб только за первые два месяца составил 2, 6 миллиарда рублей. И это не считая того, что "разгонять" свои производства компаниям пришлось еще не менее месяца.

Тяжелая судьба сидра

Следующим "рубежом" на российском алкогольном рынке стало 1 июля 2012 года, когда вступил в силу ряд поправок в законодательство. В числе прочего новый закон изменял систему лицензирования вина. Если раньше виноделам приходилось получать одну лицензию на все девять видов этого напитка, то с первого июля количество разновидностей вина сократилось до четырех, однако каждая из них теперь требует отдельной лицензии и специальных акцизных марок.

В июне виноделы ни новые акцизные марки, ни новые лицензии не получили. По их словам, в срок не были разработаны ГОСТы, в соответствии с которыми должно производиться вино. Трудностей все же удалось избежать — действие старых марок было продлено до 1 января 2014 года, а старых лицензий — на несколько месяцев.

Намного хуже все сложилось для производителей натурального алкоголя — сидра, медовухи и сбитня. Согласно поправкам в 171-й федеральный закон, регулирующий рынок спиртных напитков, алкоголем признавалось все, что содержало более 0, 5 процента спирта. Это дало повод для паники производителям кваса, духов и даже коньячной колбасы — вся эта продукция содержит некоторое количество алкоголя, и, следовательно, ее пришлось бы лицензировать. Компании, выпускающие натуральный алкоголь, также запаниковали — в большинстве случаев сидр и медовуху производят небольшие фирмы, которые не смогут понести расходы на приобретение лицензий.

Правительство разработало специальный перечень продуктов, содержащих от 0, 5 до 1, 2 процента алкоголя, но не являющихся спиртными напитками. Перечень был подписан буквально "в последние пять минут" — 29 июня, хотя его разработку начали еще зимой 2012 года. С облегчением вздохнули, к примеру, производители кваса — они уже готовы были с 1 июля остановить продажи.

Сидр, медовуху и сбитень подписанное 29 июня Дмитрием Медведевым постановление не спасло. Сначала речь шла о том, что эти напитки войдут в перечень. Но потом стало понятно: это их все равно не защитит, поскольку их крепость превышает 1, 5 градуса. Сообщалось, что "сидровые" поправки в законодательство внесут депутаты Госдумы от "Единой России" Виктор Звагельский и Виктор Климов, но пока никаких решений парламента на этот счет не было. Доля сидра и медовухи на российском рынке почти незаметна — всего 0, 06 процента от объемов продажи пива. Тем не менее именно сидр в Европе считается более дорогой, менее доступной и менее крепкой (а следовательно, и более привлекательной для государства) заменой тому же пиву.

Пивоваров поставят на счетчик

1 января 2013 года вступают в силу новые законодательные изменения, которые касаются производства пива. Дело в том, что еще в 2011 году пиво приравняли к алкоголю, но нововведения, связанные с системой учета производства пенного напитка, начнут действовать только с 2013 года. Пивоваренным компаниям необходимо установить счетчики, которые будут учитывать объемы произведенного пива и передавать информацию в ЕГАИС (Единую систему автоматизированного учета).

23 ноября газета "Известия" со ссылкой на представителя Национального союза производителей пива и напитков написала, что Росалкогольрегулирование до сих пор не выпустило приказ, регламентирующий установку счетчиков. При этом с Нового года производство пива без них будет незаконно.

В связи с этим союз обратился в Госдуму и Росалкогольрегулирование с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости установки счетчиков на предприятиях малой и средней мощности. В России насчитывается около 700 таких компаний, и они контролируют примерно 14 процентов рынка. В основном речь идет о небольших пивоварнях и некоторых ресторанах, делающих пиво самостоятельно. Крупные компании, по информации издания, счетчики уже установили заранее.

Участники рынка отмечают, что в последнее время нестыковки в законах встречаются часто и в случаях, когда в этом виновато Росалкогольрегулирование, оно просто закрывает на них глаза. Чиновники профильного ведомства, однако, настаивают на том, что с Нового года никаких трудностей не будет. В Росалкогольрегулировании "Русской службе новостей" заявили, что приказ скоро пройдет государственную регистрацию. По словам представителя службы, на работу пивоварен это никак не повлияет.

Создаст ли задержка с приказом трудности для пивоваров, станет известно уже через несколько недель. Тем не менее, даже если из-за недоработок чиновников на этот раз компании свое производство не остановят, довольно четко прослеживается весьма неприятная тенденция: прибыль игроков алкогольного рынка зависит от "последних пяти минут", в течение которых власти согласуют некоторое количество бумаг.

Производство алкоголя, конечно, не является стратегической отраслью, о которой государство должно заботиться. Напротив, курс правительства на сокращение потребления спиртного за счет роста налогов и жесткого регулирования многие одобряют. Однако непонятные правила игры с чиновниками негативно сказываются на легальных участниках рынка, что порождает такие неприятные явления, как распространение в России контрафактного алкоголя и ежегодный рост импорта.Источник - www.lenta.ru Новость добавлена Pavel_Mal
24.12.2012 04:36

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение