#1
Слияние «ВБД» и PepsiCo — неординарное событие для российско-американских отношений

На прошлой неделе компания PepsiCo купила российского производителя соков «Вимм-Билль-Данн» за $5, 4, польстившись на обещанный рост доходов предприятия. Вместе с тем, большие деньги, вкладываемые в российский рынок, всегда сопряжены с большими рисками, сообщает Food Production Daily. Спустя 20 лет после окончания холодной войны ничто не может лучше свидетельствовать о смене советского коммунизма на американский капитализм, чем покупка компанией PepsiCo российского актива. Поглощение «Вимм-Билль-Данна» мировым лидером по производству напитков само по себе событие неординарное. Не только для рынка, но и для российско-американских отношений в целом. По словам экспертов, это крупнейшее приобретение, которое американская компания когда-либо делала в России.

Чтобы осуществить задуманное, PepsiCo пришлось задействовать «тяжелую артиллерию» — компания даже воспользовалась помощью 89-летнего Дона Кендалла (Don Kendall), который в свое время возглавлял PepsiCo. Именно он когда-то подал бывшему лидеру СССР Никите Хрущеву первый стакан Pepsi. Сегодняшний генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи (Indra Nooyi) отправила Кендалла с «дипмиссией» в Москву, где он встретился с премьер-министром России — Владимиром Путиным, чтобы тот одобрил сделку.

Что же ждет PepsiCo от своего нового актива? Прежде всего, и это очевидно, дальнейшего развития компании.

С 2006 года российский рынок молока вырос на 22%, в связи с этим компания надеется, что в ближайшие два года эта тенденция сохранится, и отрасль продолжит расти на несколько десятков процентов. Между тем, «Вимм-Билль-Данн» поможет PepsiCo достигнуть и ряда других целей. Ожидается, что эта сделка увеличит к 2020 году доходы компании в общемировом масштабе с нынешних $10 млрд до $30 млрд. А с приобретением российского актива PepsiCo займет прочную позицию на рынке молочных снеков, который, как известно, сегодня активно развивается. Это именно то направление, которому PepsiCo намерена уделить особое внимание. Об этом приоритете компания заявляла еще после покупки Almarai, которая была осуществлена в прошлом году.

Сама Индра Нуйи считает сегмент молочных снеков, а это — нечто среднее между снеком в общепринятом понимании и напитком, новым рубежом рынка напитков и пищевых продуктов. Между тем, эксперты данного рынка не разделяют эту позицию. В отличие от главы PepsiCo, они не склонны рассматривать рынок молочных снеков в таком ключе. На этой неделе исследовательская компания Zenith International действительно опубликовала доклад, по данным которого рост сегмента в этом году составит 6%. Эта тенденция в ближайшие годы продолжится, поскольку помимо детской аудитории производители молочных снеков начнут выпускать больше таких продуктов для взрослых. Но, по мнению специалистов, это не значит, что молочные снеки произведут революцию на рынке напитков и пищевых продуктов. Эта отрасль не новая и уже имеет своих лидеров — бренды Dairylea и Babybel, с которыми PepsiCo предстоит конкурировать практически с нуля. И хотя на российском рынке ниша молочных снеков в должной мере не заполнена, все-таки это сам по себе большой бизнес с уже сложившимися традициями и правилами. А что касается больших доходов, компании PepsiCo не стоит забывать, что любой бизнес в России связан с большим количеством сложностей и рисков.

Одна из главных проблем России — коррупция. Да и история с WikiLeaks, повесившая на Россию ярлык «Страна мафиози», не добавляет государству очков. Какая международная компания рискнет работать со страной, у которой такая репутация. Transparency International определяет России 154-е место в списке 178 самых коррумпированных стран мира. В пользу «Вимм-Билль-Данна» говорит то, что предприятие с самого начала позиционирует себя в качестве открытой компании и ведет прозрачный бизнес.

У экспертов также вызывает большие сомнения цена вопроса. По их мнению, российская компания на самом деле в два раза дешевле. В конце прошлого года Danone продала принадлежащие ей 18% акций ВБД за $470 млн, это значит, что целиком компания должна стоить около $2, 6 млрд, а не $5, 4, сколько хочет заплатить за нее PepsiCo. Кто был в этой ситуации прав — покажет время. Либо россияне действительно начнут стремительно скупать сырные снеки и йогурты, либо покупка ВБД была не самым правильным решением для PepsiCo.

Татьяна БеньковскаяИсточник Статья добавлена С.А.
12.12.2010 00:04

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение