#1
Британское кадровое агентство Pertemps недавно провело исследование, посвященное агрессии на рабочем месте. Согласно полученным данным, более 50% сотрудников хотя бы один раз в жизни переживали состояние так называемого офисного бешенства — неконтролируемых вспышек ярости, причинами которых становятся сложности, возникающие во время работы. В России подобные срывы редки. Но в целом на работе россияне ведут себя гораздо агрессивнее.

По статистике, в Великобритании в прошлом году было 1, 3 млн случаев производственных конфликтов, которые сопровождались оскорблениями и даже рукоприкладством. Всего в них "засветилось" 600 000 человек. По данным авторов исследования, чаще всего причиной "офисного бешенства" становится слишком шумное поведение коллег, мешающих человеку сосредоточиться на работе. Другие типичные причины вспышек агрессии — это неисправности в компьютере и ситуации, когда кто-то прерывает деловые телефонные разговоры.

По данным исследования, женщины больше, чем мужчины, склонны к оскорблениям и рукоприкладству в офисной обстановке. Британские мужчины в таких ситуациях, как правило, лишь повышают голос.

По словам специалистов, истинная причина офисной агрессии — это, конечно, не мелкие неприятности на рабочем месте, а нервное переутомление, которое возникает у людей, занимающихся сидячей, монотонной, но при этом ответственной и достаточно сложной работой.

У нас, к сожалению, нет статистики на этот счет. Однако психологи, которые изучают трудовые отношения, утверждают, что внезапная неконтролируемая агрессия подобного рода у нас редкость. А поводом для рукоприкладства, как правило, становятся лишь достаточно серьезные конфликты. Например, причиной драки двух менеджеров в крупной российской торговой компании стал конфликт между отделами. Руководство компании инициировало некий проект, в котором участвовали три отдела. Однако один из отделов выполнил свою часть неправильно. В результате работа не была доведена до конца. А наказание понесли все участники проекта. Два руководителя отделов начали выяснять отношения, это закончилось дракой.

А вот испытывать сильные эмоции из-за шума или сбоев компьютера россиянам несвойственно. Кроме того, сама бизнес-среда в нашей стране обладает некоторыми специфическими чертами. "Россияне привыкли, что грубость и агрессия на работе не считаются недопустимыми, — говорит руководитель психологического центра "Команда" Григорий Крамской. — У нас считается возможным наорать на человека, а через пару дней извиниться, но не искренне, а в игривом тоне". Кроме того, в российских компаниях широко распространено использование агрессивной лексики — мата. Часто он становится языком общения не только низшего и среднего персонала, но и высшего руководства. Поэтому в российских компаниях агрессия не копится месяцами, как у сдержанных европейцев, а постоянно изливается на коллег и подчиненных. "В Европе оскорбления, не говоря о побоях, считаются преступлением, а у нас это зона обычных человеческих отношений, — говорит директор по персоналу компании "Вимм-Билль-Данн" Дмитрий Куприянов. — Кроме того, у западных людей агрессия носит более индивидуалистический характер. У нас индивидуальная агрессия не так выражена. Люди более ориентированы на групповые действия".

Яркий пример такого рода групповой агрессии — это распространенные в российских компаниях конфликты подразделений, субкультур. В крупной IT-компании подрались два программиста — старый и новый сотрудники. Причиной стало то, что начальство всячески принижало заслуги старых сотрудников и публично превозносило роль новых. Это отражалось в том числе на зарплате. В результате вражда старых и новых программистов закончилась дракой представителей двух кланов.

По словам Григория Крамского, чаще всего в подобных конфликтах виновато руководство компаний, которое с безразличием относится к противоречиям между сотрудниками.

Как рассказал Рустам Муртазин, консультант из "RHR International/Экопси", чтобы избежать агрессии в офисе, руководству необходимо относиться к коллективу, как к команде. Существует четыре основных фактора, определяющих здоровье любой команды:

— в команде есть четкие цели, и люди знают, что и зачем они делают;

— определены четкие формальные и неформальные нормы и правила работы и поведения;

— люди по уровню профессионализма и индивидуальным качествам соответствуют исполняемым ими функциям;

— существует хорошая система коммуникации, люди знают, что и почему в компании изменяется, что их ждет в будущем.

"Одна из возможных причин агрессивности — тревожность, которая возникает от неопределенности, неизвестности, — говорит Рустам Муртазин. — И это может стать причиной стресса и срывов команды".

По мнению Григория Крамского, против агрессии очень помогают популярные в западных компаниях "неформальные пятницы", когда в конце недели люди могут прийти на работу в неофисной одежде, позволить себе неофициальный стиль общения, а в конце дня все вместе отравляются в бар. Самым же эффективным средством от агрессии специалисты признают занятия спортом.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
17.08.2010 10:13

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение