#1
Стандартная ситуация: два магазина с похожим ассортиментом, но в первом столпотворение, а по второму скучающе ходят редкие покупатели. На предпочтения людей влияет, в первую очередь, цены, качество обслуживания и, конечно же, бренд. Это значит, что предприниматель с небольшим, пусть и качественным магазином, рискует проиграть конкурентную борьбу крупной сети с раскрученной маркой. Избежать этого поможет франчайзинговый бизнес.

Конечно, крупные ритейлы заинтересованы в расширении сети. Однако далеко не всегда выгодно открывать новый магазин, тратя на это колоссальные средства. Почему бы просто не взять под «крылышко» небольшие магазинчики с торговыми площадями, с кадрами и с предприимчивыми руководителями? Им можно предоставить право использовать известный бренд, стиль и внутренне оформление, централизованную систему доставки товаров. Взамен сеть попросит от предпринимателя небольшое вознаграждение. Такая модель ведения бизнеса и называется франчайзинг. Она подразумевает особый вид договорных отношений, когда собственник бизнес-модели (франчайзер) передает другому субъекту договора (франчайзи) за плату (роялти) право на использование своего бренда и бизнес-рецепта.

На такой шаг недавно решилась компания «Экспресс Ритейл», сорок процентов которой принадлежит X5 Retail Group. Она решила выпустить на рынок довольно оригинальную франшизу, которая объединит в сеть разрозненные магазины формата «у дома», которых почти вдвое больше, чем сетевых супермаркетов. Пока это предложение бизнеса на франчайзинге действует лишь в Москве.

По условиям договора, единовременная плата за франшизу равна 95 тысяч рублей. Роялти составляет последующие ежемесячные двухпроцентные отчисления от оборота. Взамен магазинам площадью до 200 квадратных метров «Экспресс Ритейл» предоставит вывеску «Ситимаг», навигацию торгового зала и, если надо, специальное оборудование. Дополнительный бонус для франчайзи — централизованная поставка группы ходовых товаров с центрального склада по цене на 15 процентов ниже рыночной.

Отметим, что бизнес на франчайзинге, широко развит на западе, и уверенно набирает обороты франчайзинг в России. Например, в Европе сетевые (авторизованные) специализированные автосервисы охватывают 80 процентов рынка шиномонтажных услуг, в России — только десять процентов. Непрезентабельный вид вагончиков у дороги с надписью краской на стене «шиномонтаж, дешево», возле которого сидят хмурые небритые мужики в грязных телогрейках, привлекают хозяев старых «копеек» и «москвичей». Понятно, что водитель иномарки, на которой установлены шины сегмента «Премиум», вряд ли воспользуются услугами такого шиномонтажа. Он поедет дальше в поисках фирменного автосервиса. Начинают понимать это и предприниматели.

«Я принял участие во франчайзинговом проекте «Покрышкино», так как меня заинтересовала выгодная комбинация малого и успешно развивающегося, известного бизнеса, — рассказывает франчайзи из города Шахты. — Мы осознанно пожертвовали некоторой независимостью в обмен на возможности и поддержку, которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что мы свободно действуем в контролируемой среде, где нам предоставляется помощь и поддержка, и в то же время мы пользуемся преимуществами известной торговой марки и профессионального управления».

Франчайзинг примеры

Говоря о франчайзинге, нельзя забывать сеть ресторанов Subway, ставшую настоящей классикой франчайзингового бизнеса. В июле 1965 года 17-летний Фред Де Люк на пару с Питером Баком открыл свой первый киоск по продаже сандвичей, а в конце 1987 компаньоны отмечали открытие 1000-ного ресторана Сабвэй. Сегодня эта сеть насчитывает 30 000 ресторанов в 87 странах мира. Этот феноменальный успех был достигнут благодаря разумному франчайзингу.

В России компания предлагает следующую программу франчайзингового бизнеса. Для первого ресторана стоимость франшизы составляет 12 000 долларов, для второго — 9 000 долларов и так далее. Затраты на открытие ресторана Subway колеблются от 100 тысяч до 200 тысяч долларов, при минимальной рентабельности бизнеса в 10 процентов. Хотя специалисты Subway называют цифру выше — в пределах 25-30 процентов.

Впрочем, не одним Subway живет франчайзинг в России. В Рунете легко можно найти несколько десятков сайтов-каталогов, где можно выбрать франшизу на любой вкус. Много среди них и достаточно доступных бизнес-проектов.

Например, фрнчайзинг магазинов детских товара «Оранжевый слон». В этом случае стоимость франшизы составляет 15-18 тысяч долларов, включая прямые траты на модернизацию магазина. При этом франчайзи гарантирует успех предприятия, подкрепляя слова цифрами. Например, 150-процентной наценкой и сроком окупаемости проекта от 2 до 6 месяцев.

Есть среди вариантов бизнеса на франчайзинге продуктовые магазины, салоны электроники и франчайзинг одежды, рестораны и кафе, и так далее. Вот только есть ли от них выгода обоим сторонам? Об этом мы спросили аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина.

Развитие франчайзинга. Стоит ли овчинка выделки? Разговор о франчайзинге с аналитиком

— Максим, Кто в первую очередь покупает франшизы и почему?

— В принципе приобретение франшиз успешно действующих и уже зарекомендовавших себя на рынке сетевых проектов в большинстве случаев справедливо можно назвать наименее затратной и наименее рискованной стратегией развития собственного малого бизнеса. В качестве преимущества франчайзинга, как подхода к организации бизнеса можно перечислить, в первую очередь, такие факторы как готовые технические и стратегические решения, силу бренда, уже сформировавшего лояльную аудиторию, а в ряде случаев, например, с розничным бизнесом, и преимущества в части закупочных цен. Последнее, кстати, часто стимулирует сравнительно небольшие розничные компании, испытывающие определенные затруднения (в том числе, на фоне кризиса, к приобретению франшиз более известных конкурентов. Прецедентов в 2009 г. было довольно много.

— Понятно, что малому бизнесу зачастую не выжить без участия в сети, но и у медали есть обратная сторона. Какова она для франчайзи?

— К числу возможных недостатков, помимо собственно необходимых платежей франшизодателю, можно отнести, например, контролирующие функции франшизодателя, которые некоторым предпринимателям могут показаться обременительными.

— Стоит ли развивать франчайзинг, расширяя сеть, если и так всё хорошо? Несколько слов о плюсах для франшизодателя?

— Для франшизодателя, в общем-то, также присутствуют существенные плюсы. Так, речь идет, прежде всего, о возможности существенно расширить долю рынка, географию присутствия и узнаваемость бренда компании без значительных затрат (что в условиях неблагоприятной конъюнктуры тем более актуально. Кроме того, продавая франшизу, фирма обычно не несет серьезных рисков при запуске бизнеса в новом для себя регионе. Отметим, что как правило, многие компании (в том числе Х5) практикуют выкуп в среднесрочной перспективе бизнеса наиболее успешных франчайзи, демонстрирующих высокую эффективность (часто соответствующие контракты изначально содержат соответствующий опцион на выкуп франшизодателем бизнеса по преимущественному праву при соблюдении определенных ковенант. Т.е. для предпринимателя — покупателя франшизы — это можно рассматривать как положительный фактор — наличие определенности в части стратегии выхода из инвестиционного проекта.

— Теперь о минусах организации франчайзинга?

— Традиционно, к минусам относят несовершенство российского законодательства в данной сфере, трудности в контроле деятельности франчайзи, что связано с непрозрачностью рынка, высокими юридическими рисками. А также можно отметить, что доходы от франчаизинговых подразделений, как правило, сравнительно невелики.

— Где процветает франчайзинг в россии?

— Стоит отметить, что рынок франчайзинга в основном сконцентрирован в таких отраслях, как торговля и общественное питание. По некоторым оценкам, на них приходится около 75-80% всех франчайзинговых проектов. Кризис, как известно, оказал существенное негативное влияние на данные рынки. В определенной степени пострадала, на наш взгляд, и сфера франчайзинга. Вместе с тем, большинство участников рынка отмечают, что радикального падения спроса на франшизу в данном сегменте не происходило. Скорее заметно изменялась его структура, смещаясь в пользу дешевых предложений 1-5 млн. руб.

Заключение

Россия, наверняка, повторит путь становления авторизованных сетей в развитых странах, где большинство предпринимателей поняли, что конкурировать с корпорациями – всё ровно, что лить воду против ветра. Легче и умнее присоединиться к ним, и вместе сражаться за кошелёк потребителя. Поэтому без сомнения, у сетей большое будущее.Источник Статья добавлена С.А.
06.08.2010 18:41

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение