#1
С проблемой сезонности сталкиваются производители продуктов питания, продавцы, а так же маркетологи. И последним всё тяжелее и тяжелее.

Внесезонная продукция

Такая внесезонная продукция, как хлеб, соль, сахар, водка, продается одинаково хорошо практически в любое время года. Но даже для этих товаров выделяются свои «мини-сезоны» — время, на которое приходятся пики продаж или, наоборот, спады. Например, для водки пиком продаж традиционно являются такие праздники, как Новый год или День победы. Сезонная специфика есть даже у чая, который, как известно, потребляется и летом, и зимой. Говорит Константин Карманов, директор по корпоративным связям компании «Май»: «Применительно к категории «горячий чай» определенно существует сезонность, но она не столь ярко выражена, как, например, в категории «холодный чай». Летом снижается спрос на черный чай, возрастает потребление зеленого, зеленого ароматизированного и фруктово-травяного чая, а также увеличиваются продажи пакетированного чая (в сравнении с фасованным). Именно поэтому в портфеле традиционно «черно-чайного» бренда «Майский» появилась коллекция черного ароматизированного чая «Любимые ароматы», а также зеленого, зеленого ароматизированного, фруктово-травяного чая «Вкусно и полезно».

О специфике продаж молочных продуктов рассказывает заместитель председателя совета директоров ОАО «Русское молоко» Василий Ходов: «Все сезонные колебания уже известны, и мы готовимся к ним заранее. Скажем, зимой увеличивается потребление жировых продуктов, пик продаж которых приходится на Масленицу. С целью стимулирования еще большего спроса в этот период наша компания сотрудничает с сетью блинных «Теремок». После праздников в связи с постом наблюдается спад продаж. Это время производители стараются использовать максимально эффективно, выпуская продукты длительного хранения, такие как сыр и масло. А летом продажи молока хотя и падают, но не катастрофически — всего примерно на 5 %».

Примечательно, что в агрохолдинге «Русское молоко» наиболее эффективным был признан такой способ симулирования спроса, как дегустации. Продажи во время подобных акций увеличиваются в два раза. «Дополнительно мы занимаемся спонсорской деятельностью, — продолжает свой рассказ Василий Ходов. — В частности, мы поддерживаем софтбольную1 женскую команду клуба «Карусель» поселка Тучково, а также команду по водному поло «Штурм».

Кроме того, сейчас продукцию «Русского молока» можно найти в одной из аптек сети «Доктор Столетов» в Москве. Подобное спонсорство и размещение «сторонней» рекламы всегда хорошо сказывается на продажах, а иногда оказывается более эффективным, чем проведение промоакций.

Сезонная продукция

Следует отметить, что сезонность очень часто предопределена теми или иными национальными особенностями. Ярким примером здесь может служить национальный русский напиток — квас. Он имеет хорошие показатели продаж летом. Зимой же производители кваса вынуждены либо сворачивать производство, либо переориентироваться на другую продукцию, либо заготавливать сырье для следующего сезона. Существуют и различия по регионам, обусловленные климатическими особенностями. Так, в Сибири квас начинают и заканчивают пить раньше, чем в центральной России. На юге страны «сезон кваса» начинается раньше, а заканчивается позже, чем в центре. То есть, как и следовало ожидать, очень многое здесь зависит именно от климата. Комментирует Оксана Гарнова, начальник отдела маркетинга ОАО «Дека» (производитель кваса «Никола»): «Например, в этом году было очень жарко, и потребление кваса оставалось высоким даже в сентябре. В целом, продажи кваса в сезон вырастают в 6-8 раз».

Применительно к сезонным продуктам одна из важнейших задач — подготовиться к сезону, иметь достаточный складской запас, чтобы удовлетворить возросший спрос. Зеркально выглядят задачи перед выходом из сезона, когда важно, чтобы запасы продукции не стали для компании «мертвым грузом».

Еще один продукт из группы товаров, в наибольшей мере подверженных сезонным колебаниям спроса, — это мороженое. На сезон (с марта по октябрь) приходится до 80 % всех годовых продаж. Как отмечает директор по маркетингу группы компаний «Айсберри» Илья Гамов, ассортимент производимого мороженого напрямую зависит от времени года и погоды. В теплые месяцы больше покупают порционное, плодово-ягодное, легкое фруктовое мороженое (фруктовые льды и шербеты). Зимой большим спросом пользуется семейное крупнофасованное мороженое: брикеты, лотки, торты, рулеты, а также жирные сорта, особенно классический пломбир.

Понятно, что, как и в случае с квасом, сезонные колебания в потреблении мороженого вызваны потребительскими предпочтениями. «Жара приглушает аппетит, а мороженое помогает дать организму питательные вещества в самой доступной форме. Зимой человеческий организм нуждается в жирах и углеводах, которые как раз и содержатся в «жирных» сортах мороженого», — говорит врач-диетолог и гастроэнтеролог, д.м.н. Валерий Сергеев. Другое дело, что в нашей северной стране мороженое продать сложнее, чем где-нибудь на юге (правда, в не менее «холодных» скандинавских странах уровень потребления мороженого намного выше, чем в России). Поэтому единственный выход для производителей заключается в грамотном позиционировании продукта на рынке.

Достаточно эффективными являются акции по стимулированию спроса в местах непосредственных продаж: подарки покупателям, скидки, розыгрыши.

На первый план выходит умение точно определить и своевременно повлиять на запрос потребителя. Выбор правильной стратегии привлечения покупателей самым существенным образом влияет на успешность торговли.
Чем четче производитель определяет целевую аудиторию продукта, тем больше вероятность найти эффективный рекламный ход. «Например, наша новинка 2006 года — «Инстинкт» — рассчитана на молодых активных людей, школьников и студентов, новаторов и экспериментаторов», — поясняет Илья Гамов. — «Отсюда слоган: «Заморозь заморочки». Cтратегия продвижения этой торговой марки включает использование клубных вечеринок на открытом воздухе, а также популярных у молодежи программ, таких как радиошоу Бачинского и Стиллавина и «Испытание верности» на Муз-ТВ. Кроме того, в холодные месяцы компания «Айсберри» не только переходит на зимний ассортимент мороженого, но и делает акцент на сопутствующих товарах и полуфабрикатах. «Но экономические результаты промомероприятий в «несезон» будут заведомо ниже, чем в период активных продаж», — делится опытом Илья Гамов. — Поэтому надо рекламировать те товары, которые теоретически могут быть востребованными даже в зимнее время».

Ситуация в магазинах

Очевидно, что поддержкой внесезонной продукции занимаются не только производители, но и ритейлеры. Однако для последних важно не просто поддержать какую-то группу товаров или определенную продукцию, а продать как можно больше продукции всех товарных категорий.

В торговой сети «Гроссмарт» несезонные товары добавляются к сезонным для стимулирования покупательского интереса к ним. Также проводятся промоакции по продвижению внесезонных позиций. Еще одним эффективным способом стимулирования спроса являются так называемые перекрестные продажи. (Например, рядом с шоколадными конфетами размещается шампанское или коньяк и подарочная упаковка).

Директор по франчайзингу сети «Гроссмарт» Андрей Грабовский отмечает, что в этой компании самыми продуктивными с точки зрения привлечения покупателей и стимулирования продаж были акции, связанные со значительным снижением цен на товары. Например, в рамках акции «Минус 50 %! » каждый день на две позиции устанавливалась цена в 2 раза ниже обычной. Андрей Грабовский также обращает внимание на необходимость учитывать региональную специфику сезонности: «В местах компактного проживания населения одной национальности или конфессии сезонный ассортимент может существенно отличаться от другого региона России».
Одна из самых крупных акций поддержки продаж была проведена сетью супермаркетов Billa. Делясь своим опытом, член правления ООО Billa Димитар Пешев отмечает, что проблемой продаж и их стимуляции следует заниматься задолго до начала сезона. Стратегия Billa заключается в активной работе и коммуникации с поставщиками и покупателями, После проведения подробного анализа рынка составляется детальный план закупок и реализации. В процессе составления ежегодного бюджетного плана учитываются сезонные факторы, а также праздники. Например, в сезоне консервации Billa предлагает своим покупателям широкий выбор овощей, приправ и специальных банок для закатки.

Отдельно следует отметить активность Billa в проведении различных промоакций. Например, несезонный продукт присоединяется к другому продукту в форме подарка или специального предложения (как говорили раньше, — «в нагрузку»). Также Billa проводит акции, в ходе которых покупатели имеют возможность получить ценные подарки. Одной из таких акций является празднование Дня рождения компании. В ходе такого праздника, помимо специальных предложений, потребителям предлагались розыгрыши призов от компаний Zanussi и Tefal. Кроме того, в компании разработана специальная программа «фишка Билла», которая представляет собой совместный маркетинговый проект с поставщиками. Это пример накопительной программы, в рамках которой покупатели собирают определенное количество фишек, после чего могут поменять их на продукцию фирмы Tefal.

В сети магазинов «Магнолия» также полагают, что торговать в магазинах формата «у дома», не учитывая сезонный спрос на товары разных категорий, нельзя. Одна из характерных черт магазинов данного формата — практически полное отсутствие собственных складских площадей. На практике это означает существенное усложнение задачи по формированию достаточного, но не чрезмерного товарного запаса. В некоторых магазинах с торговой площадью 150-200 кв. м и высокой проходимостью это процесс, требующий поистине ювелирной точности.

«Большие сезонные праздники для нас — это, конечно же, ценовые акции, подарки покупателям, украшение магазинов, — говорит начальник отдела рекламы сети «Магнолия» Анна Кондратьева. — Но больше мы любим отмечать маленькие праздники: День рожденья каждого магазина, День рыболова в июне и Масленицу в марте».

В сети супермаркетов «Патэрсон» проводимые промоакции приурочены к Новому году, «Романтическому сезону», Дню рождения компании, Октоберфесту и пр. «Следует также отметить акции «Время платить меньше! », в рамках которой снижается цена на широкий ассортимент товаров повышенного спроса, причем зачастую это собственная продукция «Патэрсона»; «Счастливый чек» — розыгрыш призов среди покупателей (чем больше сумма чека, тем дороже приз); акцию, проводившуюся на Новый год, когда, покупая два товара одного наименования со знаком акции, покупатель получал скидку в 7 %», — рассказывает руководитель PR-департамента компании «Патэрсон» Марина Киселева.

Выводы

Все опрошенные нами компании так или иначе придерживаются принципа плановой экономики как наиболее эффективного инструмента для безболезненного перехода от одного сезона к другому.

Производитель может вводить изменения в ассортимент продукции, подстраиваясь под сезонную специфику, проводить акции лояльности и даже вести «просветительскую работу». Почти все товары с ярко выраженным сезонным спросом нуждаются в дополнительных рекламных и маркетологических инвестициях. А чтобы эти инвестиции окупились, во время сезона производитель должен продать как можно больше товара.

Публику очень трудно удивлять, но если постоянно предлагать потребителям однотипные акции, то их эффект нивелируется. Специалист обязан следить за изменениями спроса и потребностей покупателей и вносить соответствующие коррективы в маркетинговую политику. Не надо забывать и о приемах «непрямого влияния» на целевую аудиторию. Как показывает практика, непрямая реклама и спонсорство эффективно способствуют созданию у потребителя позитивного мнения о продукте и компании-производителе.

Даже во время сезона необходимо поддерживать интерес потребителя, проводить промоакции, причем особенно действенными здесь являются дегустации. Но и тут подходы могут быть разными. Например, мороженому нужна яркая, бросающаяся в глаза упаковка, громкий слоган. Для молочных изделий важно, чтобы упаковка была удобной, минималистичной и качественной. В целом, для сезонных товаров важно привлечь потребителя, а для внесезонных — удержать.

Очень многое зависит и от грамотного размещения товаров в магазине, часто размещение внесезонных продуктов рядом с сезонными стимулирует продажи тех и других. Самый большой успех достигается там, где над продвижением товара работают вместе и поставщики, и производители, и магазины. Примером может служить сотрудничество «Русского молока» и сети магазинов «Глобус Гурме», когда производитель провел курсы по ознакомлению сотрудников торговой компании с особенностями своей продукции, тем самым способствуя росту продаж.
Большую роль играет правильное позиционирование на рынке, особенно это касается именно сезонных продуктов. Успешные продажи кваса «Никола» были обусловлены не только долгим сезоном, но и активной работой производителя по проведению различных промоакций и рекламной кампании. Потребителя можно и нужно «приучать» к товару, но делать это надо крайне аккуратно и продуманно, так как у покупателя всегда есть выбор. Создание и поддержание потребительского интереса к продукту — это крайне затратная, но необходимая часть стратегии развития любого производителя и продавца.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
02.08.2010 09:16

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение