• Главная » 
  • Статьи » 
  • НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ИЛИ ЛИШНИЕ ЛЮДИ
#1
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ИЛИ ЛИШНИЕ ЛЮДИ Гражданский кодекс провозглашает презумпцию добросовестности. Подразумевается, что все участники гражданских отношений действуют в отношении друг друга добросовестно и разумно, исполняя взятые на себя обязательства качественно и в срок. Жизнь показывает, что презумпция не работает, и на самом деле, все ждут от всех и вся какого-то подвоха. Рыночные механизмы не срабатывают эффективно когда нет доверия – основного ресурса человеческих отношений. Его отсутствие, в частности, крайне отрицательно сказывается на скорости деловых коммуникаций и на быстроте принятия решений из-за постоянной необходимости проверять информацию, в итоге – на, инвестиционной привлекательности всей страны и регионов. В качестве примера такого несрабатывания можно привести ажиотажные всплески спроса на отдельные продукты питания, кризис ликвидности в банковском секторе из-за плохого возврата долгов по кредитам. Сегодня ни обществом, ни государством не уделяется необходимого внимания проблеме недобросовестного поведения участников рынка по отношению друг к другу. Предполагается, что в коммерции действует формула «бизнес есть бизнес», а взаимное уважение, порядочность, совесть всего лишь ненужные сантименты, которые успешный бизнесмен обязан игнорировать в будни с девяти утра до девяти вечера. Оттого, что подобное отношение является в России обычным явлением, ведение бизнеса чем-то напоминает американский Дикий запад: закон и правила делового оборота – это некий шериф, которого ни кто не уважает и не слушает; интересы и права другого бизнесмена – это всегда незначительные величины, которыми можно пренебречь ради собственной выгоды. Однако, на мой взгляд, приходит время, когда словосочетания «добросовестный контрагент», «честный предприниматель» избавляются от ироничной и уничижительной смысловой нагрузки. Руководители и их компании, которые дальновидно вкладывались недополученной «прямо сейчас» прибылью в будущие репутационные дивиденды, начинают пожинать заслуженные плоды, в то время как дельцы, избравшие принцип Людовика XV: «После нас хоть потоп», - уже слышат стук революционной гильотины. Отбрасывая не совсем уместные исторические аналогии, хочется просто и доступно пояснить: эра первоначального накопления капитала в новейшей российской истории неумолимо закатывается. Очень жаль всех горе – предпринимателей, которые до сих пор этого не поняли и все ещё называют бизнесом то, что все вокруг уже считают обыкновенным воровством. Воровство в бизнесе – это умышленное неисполнение обязательств одного предпринимателя перед другим без реального спора между ними или с созданием одной его видимости в оправдание своих нечестных действий. Частные случаи бизнес-воровства:  отказ от оплаты, неполная и (или) несвоевременная оплата за полученный товар и оказанные услуги под вымышленными предлогами или без таковых;  отказ передать оплаченный товар, оказать оплаченную услугу полностью или частично, затягивание исполнения обязательства;  неисполнение иным образом каких-либо обязательств в корыстных целях, в том числе, используя зависимое положение контрагента, незаконное изменение условий договора в невыгодную для него сторону;  бизнес-предательство, т.е. злоупотребление доверием партнеров по бизнесу с целью получения большего, нежели причитается по справедливости и предварительной договоренности. Вор от бизнеса обычно характеризуется устойчивым недобросовестным поведением. Вор от бизнеса уверен в своей безнаказанности, так как раньше все ему сходило с рук. Вор от бизнеса активно проповедует свое учение как словом, так и делом подавая плохой пример другим бизнесменам (ему можно, значит и я могу) и своим жертвам (раз со мной так поступили, значит я имею право). Помимо морально-этической стороны проблемы, существует вполне осязаемая материальная, ведь недобросовестные участники рынка получают преимущество перед добросовестными: а) за счет сохранения в одних нечестных руках, например, как полученных за товар денежных средств, так и сам товар подлежащий передаче покупателю (перепродав в последствии его еще раз); б) из-за возможности использования чужих денежных средств как безвозвратного или почти бесплатного (ставка рефинансирования 10%) кредита без банковской волокиты; в) при их отношении к коллегам и потребителям как правило не стоит вопрос о сервисе, и качестве товаров и услуг; г) кроме того, недобросовестные предприниматели работают под прикрытием номинальных контор и либо вообще не платят налогов, либо оплачивают их в символическом размере. Перечисленные плюсы в кавычках называются в бизнесе недобросовестными, в экономике нерыночными, в быту нечестными, в праве незаконными. Преимущества в делах достигаются не за счет выдающихся личных и деловых качеств человека, харизмы, эрудиции, интуиции, а скорее, за счет их полного отсутствия. Недобросовестные предприниматели – это вирусы, лишние люди, они вредят той отрасли экономики, в которой ведут свою разлагающую деятельность, они вредят государству, являясь спонсорами коррупции (получив блага незаконно, они готовы незаконно ими делиться), они порождают недоверие между участниками рынка, негативное отношение к бизнесу как к явлению общественной жизни со стороны обычных людей – небизнесменов. Не воспринимая как что-то важное в своей жизни то дело, которым приходится заниматься, недобросовестные бизнесмены, в отличие от нормальных предпринимателей, стремятся к легкой и быстрой наживе, их цель – схватить кусок пожирнее и убежать с ним подальше, поэтому они готовы в любой момент прекратить свою деятельность, исчезнуть, уйти. Прошло их время. Раз они готовы уйти, так давайте быстрее им поможем. Как? Очень просто, полагаю, что абстрактный портрет недобросовестного участника рынка набросан в общих чертах. Чтобы он стал конкретным, нужно каждому, считающему себя добросовестным бизнесмену, подписавшись собственным добрым именем под каждым сказанным словом, назвать подходящий под описание случай, с указанием конкретных лиц и фирм. Ведь основное оружие недобросовестных бизнесменов – это тишина. Пока все молчат, они тихонько делают свое дело. Необходимо лишить их этого оружия. Для этой цели создается Всероссийская организация Некоммерческое партнерство Клуб Кредиторов. Задача клуба – создать единый открытый реестр недобросовестных участников рынка с разбивкой по отраслям их деятельности. В этот реестр, после тщательной правовой экспертизы предъявляемых претензий, которая будет проводиться известными и авторитетными юристами, заносится информация о предпринимателях, их фирмах и должностных лицах, неоднократно и злостно нарушавших свои обязательства перед членами Клуба кредиторов. Таким образом, будет поставлена под угрозу деловая репутация реального участника рынка, что позволяет надеяться на дополнительный шанс заставить его вести себя добросовестно не только перед конкретным контрагентом, но и принципе на рынке. Клуб кредиторов, продвигая и популяризуя реестр недобросовестных предпринимателей, ставит перед собой цель создать из него в помощь любому бизнесу эффективный инструмент проверки участников рынка, а для членов клуба – внесудебный способ воздействия на недобросовестных контрагентов с помощью законных репутационных угроз. Цель такого воздействия - выработать у недобросовестных бизнесменов дополнительную мотивацию на выполнение взятых на себя обязательств под страхом быть внесенными в реестр. Одним из ключевых направлений деятельности Некоммерческого партнерства Клуб кредиторов будет сотрудничество с правоохранительными органами по фактам, ставшим известным клубу, в результате своей деятельности по ведению реестра. Так же, НП Клуб Кредиторов будет выходить с законодательными инициативами, направленными на защиту прав кредиторов по гражданско-правовым договорам и обязательствам из других оснований, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Клуб кредиторов регулярно будет проводить конференции из серии «Недобросовестность в бизнесе» с разбивкой по отраслям, например: «Недобросовестность в строительном бизнесе», «Недобросовестность в металлоторговле» и т.п. Почему мы победим? Если каждый поднимет на улице бумажку или просто перестанет выбрасывать мусор на ходу из окна своей машины, станет чище, не правда ли? Не обязательно, чтобы почувствовать себя участником цивилизованного и современного бизнеса вступать в Клуб Кредиторов или в какой-нибудь другой клуб. Для этого достаточно осознания того, что жизнь меняется в лучшую сторону – нужно просто быть на этой лучшей стороне, представлять из себя лучшую часть бизнеса – добросовестную часть. Для компаний, ведущих бизнес не на один день понятны категории, о которых я говорю: хорошая деловая репутация, известный бренд, надежный партнер, честный налогоплательщик – то, что являясь неким нематериальным активом, уже вносит серьезный материальный вклад в получаемую прибыль, и что дарит правильным компаниям лояльность потребителей, клиентов, сотрудников, государства. Для недобросовестных участников рынка наоборот, указанные категории – пустой звук. Государство, как мы видим, уже озаботилось недобросовестными компаниями и бизнесменами в части исполнения ими обязательств по уплате налогов. Государственные законы нам дарят неплохой инструментарий для самостоятельной защиты наших прав, вкупе с не очень хорошими пока правоприменительными органами. Чтобы помочь себе, мы можем прибавить распространение информации о недобросовестных участниках рынка, дабы не дать обмануться потребителям и коллегам-предпринимателям, и создать максимально некомфортные условия для неправильных бизнесменов. У нас все получится! Определение: Недобросовестность в бизнесе – это нечестный, нерыночный способ получения прибыли в ущерб другим участникам рынка, позволяющий незаконно и необоснованно получить преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности. Шестаков Евгений Николаевич, генеральный директор Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С
Источник Статья добавлена Клим
28.04.2009 08:11
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ИЛИ ЛИШНИЕ ЛЮДИ

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение