• Главная » 
  • Статьи » 
  • Не от Moët: что стоит за громкими заявлениями дистрибьюторов шампанского из Франции
#1
В России нет и не будет запрета на использование слова «шампанское» на этикетках зарубежных производителей. Об этом заявили опрошенные «Известиями» участники рынка, эксперты отрасли, а также депутаты Госдумы — соавторы законодательных изменений, на которые ранее в письме своим партнерам указал российский дистрибьютор Moët Hennessy. Этим он объяснял планы приостановить поставки в РФ: якобы продукцию придется переименовывать в «игристое вино» и заново ее сертифицировать. Источники «Известий» в Росалкогольрегулировании с такой трактовкой не согласны и напоминают, что поправки в 171-ФЗ приняты для гармонизации норматива с работающим больше года законом о вине (468-ФЗ), который нареканий со стороны зарубежных поставщиков не вызвал. В Минсельхозе подчеркнули, что никаких запретов на использование названия продукции в законе нет. Заявление Moët Hennessy было сделано на фоне рекордно низкого урожая в регионе Шампань, отмечают аналитики рынка. По их словам, французский производитель мог попытаться сослаться на форс-мажор, чтобы не получить штрафные санкции от российских партнеров из-за потенциального срыва поставок. Но когда стало очевидно, что аргументация не выдерживает критики, компании пришлось корректировать свои планы.

Что на самом деле меняется на алкогольном рынке, а что нет — разбирались «Известия».

Что произошло

О том, что российский поставщик премиальных напитков Moët & Chandon, Dom Perignon и Veuve Сlicquot — «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» — предупредил партнеров о временной приостановке поставок в РФ, стало известно 2 июля. В уведомлении, с которым ознакомились «Известия», компания напоминала, что 23 июня Совет Федерации одобрил внесение поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта… » (171-ФЗ) и они ожидают одобрения президента Владимира Путина. Вечером 2 июля документ после подписания главой государства был опубликован на портале правовой информации.

В качестве причины приостановки поставок в РФ «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» называла тот факт, что поправки уточняют определения винодельческой продукции. В компании сочли, что документ «исключает понятие «шампанское», разрешает использовать его исключительно в отношении «российского шампанского», изготовленного на территории РФ, и обязывает производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовывать их продукцию в «игристое вино». В письме отмечалось, что со вступлением закона в силу нужно будет заново сертифицировать продукцию (указав категорию «игристое вино») и переделывать маркировку на бутылках. Менять категорию своей продукции для российского рынка производитель не готов, завершалось послание «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус».

Законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который начал действовать с 26 июня прошлого года, была введена классификация винодельческой продукции, включающая в том числе вина, игристые вина, крепленые вина, напомнили в Минсельхозе.

— 2 июля внесены корреспондирующие изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ об алкоголе, которыми предусматривается аналогичная классификация, основанная на международных стандартах, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства. — В случае если производитель зарегистрировал в установленном порядке географическое обозначение для винодельческой продукции, в том числе Champagne, то закон не содержит запрета для его использования. Вместе с тем указание на этикетке вида винодельческой продукции является обязательным.

Все принятые изменения в 171-ФЗ — это лишь гармонизация его требований с уже функционирующим законом о виноградарстве и виноделии (468-ФЗ), подчеркнул источник «Известий» в Росалкогольрегулировании. Оба документа регулируют производство и оборот винодельческой продукции. Учитывая, что 468-ФЗ вступил в силу в середине прошлого года, вызывает удивление, почему французская компания не высказывала опасений всё это время, отметил собеседник редакции.

В самой компании «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» не ответили на вопросы «Известий». Однако вечером 4 июля появилось сообщение, что шампанский дом Moёt Hennessy скоро начнет включать упоминание «игристое вино» в состав контрэтикеток на обратной стороне бутылок, отправляемых в Россию. Изменения в законодательстве РФ приведут к «очень временной приостановке поставок» для корректировки с точки зрения логистики и регулирования, цитирует Bloomberg сообщение компании.

Редакция также обратилась за официальными комментариями в правительство РФ, Минфин, ФТС и Росалкогольрегулирование. Близкие к этим ведомствам источники сообщили, что дополнительные разъяснения в ответ на заявления Moët Hennessy готовятся и, возможно, будут обнародованы 5 июля.

Что это значит

Ни 468-ФЗ, ни 171-ФЗ не запрещают иностранным производителям писать на этикетке название напитка — шампанское, заявил «Известиям» председатель совета Союза виноделов России Дмитрий Киселев.

— Лишь на контрэтикетке бутылки следует указать, что это игристое вино (а это международная классификация), после уточнить регион — Шампань, — добавил он. — Регулирование не представляет никакой существенной нагрузки для импортеров, им надо лишь пройти формальные процедуры пересертификации продукции.

Слова «игристое (шампанское)» заменены по тексту закона №171 на слово «игристое», поскольку они не являются синонимами: игристое не всегда из Шампани, уточняет эксперт.

— Теперь производители «шампанского» не из Шампани должны указывать на этикетке «Игристое. Место производства — Эльзас», например, — объясняет Дмитрий Киселев. — Производители игристого из Шампани должны указывать «Игристое. Шампань». Данные правила полностью соответствуют мировой практике и исключают введение потребителя в заблуждение относительно места производства вина, что сделано в том числе в интересах производителей «настоящего шампанского» из Шампани.

Действия властей в винной сфере в последнее время связаны с защитой российского производителя, отметил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Например, вступившее в прошлом году требование о производстве российского вина только из отечественных виноматериалов, и это очень верное с точки зрения позиционирования продукции наших компаний решение, считает он.

— Определение «включая российское шампанское» значит лишь то, что в законе четко прописывается, каких конкретно категорий касается регулирование, — пояснил «Известиям» юрист. — С моей точки зрения, все поправки носят чисто технический характер и не предъявляют новых или избыточных требований.

Иностранный производитель имеет право называть свою продукцию шампанским, так как в данном случае это касается наименования места происхождения продукции, добавил соавтор закона о виноградарстве и виноделии депутат ГД Геннадий Онищенко. Речь в случае с заявлением Moёt Hennessy шла об ошибочном толковании норм законодательства, заявил «Известиям» еще один автор 468-ФЗ, депутат Константин Бахарев.

— Вполне нормальная практика — называть вина по месту производства или происхождения, как, например, просекко — итальянское игристое вино, — добавил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Законодательные вопросы нередко решаются в области правоприменительной практики, отметил председатель «Деловой России» Алексей Репик. То, какие последствия несет в себе закон и как именно его трактовать, вероятно, будут определять нормативные акты, полагает он.

И при чем тут неурожай

Значительную роль в случившемся сыграли неформальные факторы, считает руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев. Во-первых, отметил он, в прошлом году сбор винограда в регионе Шампань из-за пандемии был сокращен на 30%. Во-вторых, прогнозы по урожаю в этом году тоже негативные: из-за заморозков сбор будет существенно меньше. В связи с этим на рынке вин Шампани эксперты ожидают возникновение дефицита.

— Но пересмотреть договоры поставки с российскими сетями не так просто: все объемы уже зафиксированы, и недопоставка грозит штрафными санкциями. Их можно было избежать, если сослаться на форс-мажорные обстоятельства — например, на новое регулирование в стране, — сказал «Известиям» аналитик.

При этом другие иностранные производители так и не заявили о схожих проблемах в РФ. Молчали и изготовители региона Шампань, что заставляло сомневаться в аргументации Моёt, подчеркнул глава Союза сомелье Артур Саркисян.

— История, скорее, связана с тем, что компании не хватает объемов продукции для мирового рынка, плюс она хочет избежать штрафных санкций от российских ритейлеров за недопоставки, — добавил он. — В целом больше похоже на продвижение товара на рынке, чем на возникновение серьезных барьеров.

В случае с понятиями «игристого вина» и «российского шампанского» речь идет о видах алкогольной продукции, которые должны быть указаны на русском языке, но на контрэтикетке с помощью дополнительной наклейки, пояснил Александр Ставцев. Названия и торговые марки на других языках на бутылке никто изменить не может, отметил он.

— Из-за того что в регулировании появились новые определения алкогольных напитков, изменились и коды ТН ВЭД, которые используют при ввозе спиртного в страну. Если раньше компания могла ввозить продукцию по коду «шампанское», то теперь нужно будет ввозить по коду «игристое вино», — подчеркнул эксперт. — На практике это значит, что нужно будет заново пройти процедуру соответствия действующим требованиям безопасности, то есть лабораторные исследования образцов спиртного. Затем — заполнить и подать декларацию о соответствии.

Несмотря на то какие определения есть или были в регулировании, все участники рынка должны сертифицировать свою продукцию, то есть подтверждать ее соответствие стандартам — речь идет о безопасности, заявили «Известиям» в Союзе виноградарей и виноделов.

— В случае с шампанским и игристым вином это ГОСТ на вина игристые, ему и должны соответствовать напитки. Он не менялся, — добавили в организации.

Россия ежегодно производит максимум 130 млн л игристых (шампанских) вин, при этом импорт составляет около 40–50 млн л, отметил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его данным, на французские напитки в общем объеме импорта приходится около 7 млн л. Если учесть, что около 700–900 тыс. л из них обычно ввозит в Россию Moët Hennessy, долю этого производителя сложно назвать крупной, считает эксперт.

Закон о виноделии открыл дыхание отрасли, с его помощью в стране остановили производство российского вина из завезенного балка, напомнил Дмитрий Киселев.

— Наше вино на глазах становится лучше и справедливо всё более популярным. Западные производители почувствовали угрозу себе на российском рынке, — подчеркнул он. — Отрасль развивается быстро благодаря жесткому закону.

В таких условиях, добавил эксперт, Moët чувствует, что может потерять долю рынка, и делает себе рекламу.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» действует в РФ с 1995 года. О необходимости его реформирования производители и власти заговорили еще в 2010-х: стороны признавали, что предъявлять одинаковые требования, например, по продаже к напиткам разной крепости нельзя. На этом фоне всё громче звучали голоса виноделов, которые десятилетиями ратовали за отдельный документ для своей отрасли, которая не изготавливает продукцию с этиловым спиртом: вино получают с помощью брожения, и речь в этом случае идет о натуральной продукции.

Законопроект о виноградарстве и виноделии был рассмотрен Госдумой в 2019 году. В нем предложили использовать более современный понятийный аппарат, в том числе оставить в терминах «игристое вино» и убрать «шампанское», которое всегда было лишь дополнением — оно стояло в скобках по отношению к игристому, напомнили в Союзе виноделов. При этом российскому шампанскому дали отдельное определение как напитку, который готовят из местного винограда. В целом же задача закона — поддержать и развить отечественное производство и защитить потребителя, неоднократно заявляли авторы документа. Рынок в России был заполонен российским вином из иностранного виноматериала — дешевого и не всегда качественного сырья. Закон о виноградарстве и виноделии запретил называть эти напитки вином.
Источник Статья добавлена superbiznes
05.07.2021 07:25
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Не от Moët: что стоит за громкими заявлениями дистрибьюторов шампанского из Франции

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение