• Главная » 
  • Статьи » 
  • Что происходит на рынке доставки еды и продуктов после карантина
#1
За полгода 2020-го фудтех из перспективной, но нишевой отрасли превратился в большую и массовую историю. Россияне быстро привыкли заказывать еду и нужные товары домой — теперь это становится новой устойчивой привычкой. О том, что происходит в отрасли после нескольких месяцев карантинных ограничений, рассказывает автор телеграм-канала «Фудтех в России» Алексей Максимук.

К середине 2020 года российский фудтех (во всех проявлениях) демонстрирует фантастические результаты. Главная причина — конечно, пандемия и связанные с ней ограничения, затянувшиеся на всё первое полугодие. Отрасль получила мощный толчок и взлетела куда-то очень высоко: в мае аналитики предсказывали, что один только рынок экспресс-доставки питания в России по итогам года вырастет в 42 (! ) раза — с 0, 7 млрд до 30 млрд руб. Весь рынок онлайн-доставки товаров FMCG за этот же период увеличится с 40 млрд до 135 млрд руб, прогнозировали в агентстве.

Полугодовая отчётность основных игроков впечатляет. Лидер — X5 Retail Group — за время пандемии нарастил продажи онлайн-сервисов на сотни процентов. В частности, входящий в группу онлайн-магазин Perekrestok.ru (с конца августа сервис называется «Перекрёсток Впрок») показал рост выручки на 314% до 5, 1 млрд руб. за квартал, число заказов выросло втрое. Полноценно запущенная только в этом году «Пятёрочка Доставка» за два месяца увеличила число доставляемых ежедневно заказов в 20 (! ) раз. Похожая динамика у всех компаний из первой десятки по доставке еды и продуктов: «Утконос» вырос на 101, 2% за квартал (всё равно потеряв при этом многолетнее лидерство в отрасли — что наглядно говорит о темпах роста направления), «Сбермаркет» нарастил оборот в 15 раз, сервис iGooods за полгода увеличил оборот в 3, 4 раза и почти попал в пятёрку крупнейших игроков. Существенно вырос за второй квартал и сегмент «Такси» «Яндекса» (в него, кроме такси и беспилотников, входят все фуд-сервисы компании — «Яндекс.Шеф», «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда») — на 42% до 12, 47 млрд руб, при этом выручка отдельно «Лавки» достигла 2, 3 млрд руб.

Впрочем, даже после нескольких месяцев бурного роста рынок онлайн-торговли продуктами питания находится только в начале развития. «Онлайн даже сейчас настолько мал, что внутри него еще не сформировались конкурентные зоны, где разные сервисы и компании могли бы мешать друг другу. Хорошая иллюстрация состояния рынка онлайн-доставки продуктов — Х5 Retail Group: совокупный результат работы доставки «Пятерочки» и «Перекрестка онлайн» в мае был равен только 3% всех продаж этого ритейлера. Так и весь рынок онлайн-доставки в нашей стране до пандемии оценивался только в 4% всех продаж продовольственных товаров. По некоторым прогнозам, объем этого рынка к концу года увеличится в три раза», — рассуждает директор по маркетингу сервиса «Самокат» Игорь Рожков.

Что уже изменилось

Один из главных трендов «карантинного» полугодия — доставкой занялись крупнейшие ритейлеры и корпорации. За весну топ-10 в доставке продуктов изменился: в него на полном ходу влетели «Сбермаркет» (СП Mail.ru Group и Сбербанка), сразу три сервиса от X5 Retail Group («Пятёрочка Доставка», «Перекрёсток. Быстро» и «Перекрёсток Впрок»), «Вкусвилл», укрепилась «Яндекс.Лавка»; в топ попали даже те, с кем еда ассоциируется в последнюю очередь — Wildberries и Ozon.

На фоне роста спроса игроки занялись как настройкой внутренних процессов (масштабно нанимали персонал, строили склады и дарксторы, развивали логистику и внедряли новые технологии), так и экспансией в регионы. Так, «Сбермаркет» за полгода расширил число городов присутствия с 33 до 133 и вышел в 83 региона страны из 85, сервисы доставки X5 Retail Group активно развиваются в крупных региональных центрах, а глубоко, казалось бы, московская «Яндекс.Лавка» за пару месяцев начала работать во всём Петербурге, его пригородной зоне и Нижнем Новгороде.

Мощная конкуренция (только за весну на рынке онлайн-торговли продуктами появились 30 новых игроков) и необычные условия заставили сервисы браться за всё, до чего получается дотянуться. Деливери-агрегаторы стали запускать доставку из супермаркетов и подключать в том числе непродовольственных ритейлеров: так, Delivery Club уже работает с сетями «Верный», «Вкусвилл» и «Связной», «Яндекс.Еда» — с «Верным», «Вкусвиллом» и «Азбукой вкуса», «Кухня на районе» — с «Азбукой вкуса». Традиционные ритейлеры, наоборот, начали размещать в магазинах и доставлять ресторанную еду: одними из первых ещё в апреле стали «Перекрёсток», добавивший в ассортимент готовую еду из кафе «Андерсон», и «Дикси», где появились блюда из «Шоколадницы». Для доставки сервисы активно интегрируются с агрегаторами такси и велошерингами.

Одновременно силы в доставке еды решили попробовать самые неожиданные компании. Например, фуд-деливери занялась АФК «Система» — холдинг запустил сервис Cosmos Eda, через который можно заказать еду из ресторанов отелей, входящих в гостиничное подразделение Cosmos Group. В апреле доставку самолётного бортового питания запустили «Уральские авиалинии», а Ozon совместно с Papa John’s начал тестировать доставку пиццы через маркетплейс. В доставку ушли и просидевшие несколько месяцев без работы операторы кейтеринга: Catery и «Андерсон» перепрофилировали «банкетное» направление на доставку еды в офисы, а сеть «Хлеб насущный» взялась за продажу полуфабрикатов и продуктовых наборов через интернет-магазин.

Что будет дальше

Если коротко: рост сохранится, но динамика сгладится. Крупные компании за счёт развитой инфраструктуры укрепят лидерство, а те, кому не досталось большого пирога, окончательно уйдут в нишевые истории — от доставки готовых рационов до запуска передвижных дарк китченов.

По мнению директора по маркетингу «Самоката» Игоря Рожкова, финансовые результаты сервисов экспресс-доставки продуктов к концу года как минимум удвоятся — при том, что 2020 год начался с разговоров о «смерти» этой ниши. Одним из главных трендов на ближайшие месяцы Рожков назвал развитие сервисами собственных торговых марок. Ранее СТМ «Из Лавки» запустил главный конкурент компании — «Яндекс.Лавка», а в «Самокате» на долю товаров под собственным брендом приходится 20% ассортимента.

Ещё один тренд — развитие самовывоза. Услугу click & collect за полгода запустили сразу несколько крупных ритейлеров, к ним присоединились деливери-агрегаторы: так, самовывоз из ресторанов сейчас предлагают оба лидера рынка — Delivery Club и «Яндекс.Еда». Интерес к услуге понятен — самовывоз решает самую неприятную проблему доставки «последней мили», а карантинные ограничения в магазинах и ресторанах уже дали людям возможность на собственном опыте понять, как всё работает.

Карантин закрепил тренд на отказ от лишних контактов между людьми — что дало толчок внедрению технологий бесконтактных покупок. В начале лета «Азбука вкуса» запустила в Москве магазин без продавцов, ещё раньше — установила в подъездах жилых домов вендинговые автоматы. Также заняться вендингом за пределами офисов пытались «Вкусвилл» и несколько игроков поменьше. Спрос на бесконтактные технологии вырос на глазах: например, компания Briskly в начале лета подключала к своей технологии самостоятельной оплаты покупок Scan&Go; по 20 магазинов в день.

Впрочем, даже если прогнозы оправдаются и рынок онлайн-торговли едой и FMCG действительно вырастет к концу года до 135 млрд рублей, это составит лишь 0, 8% от всего объёма продовольственной розницы в стране. В ближайшие годы доля точно будет расти — предел пока очень далеко.Источник Статья добавлена superbiznes
27.08.2020 13:43
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Что происходит на рынке доставки еды и продуктов после карантина

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение