#1
Помните, как Хилари Клинтон подарила Сергею Лаврову символическую кнопку для перезагрузки политических отношений, на которой вместо слова “перезагрузка” американцы написали “перегрузка”?

Очень символическая случилась тогда оговорка по Фрейду. В наши дни мы получили и перегрузку, и перезагрузку. Революция, о необходимости которой так долго говорили большие дядьки, случилась.

Для нас важна не форма, в которой переформатируется миропорядок, а причины и следствия. Как мы уже писали, если бы не было Китайского вируса, то было бы нечто иное, по сути похожее. Причина уже давно известна — индустриальный капитализм умер, и требуется новая система взаимоотношений эксплуататоров с эксплуатируемыми. Работяги теперь со смартфонами и быстро собирают информацию о методах обмана и несправедливости. Поэтому, обман должен уйти на качественно новые концептуальные уровни, не достижимые для обычных способов анализа и мыслительной индукции. Как говорится — “Если вы все поняли, значит вас уже обманывают на другом уровне”. Поскольку самый эффективный катализатор утаптывания рабочего люда в нужную форму это страх, то биологическая опасность очень хорошо подходит на эту роль, даже если это простой грипп. Ядерную страшилку потихонечку снимают со сцены, поскольку она не выгодна сильным мира сего — они ведь тоже пострадают, а им хочется и еду хорошую кушать, и на солнышке греться. Вирус и терроризм подходят лучше — их можно локализовывать и дозировать.

Что касается будущего мирового порядка, который наступит после победы над вирусом, то здесь можно очерчивать только контуры. Нам, простым смертным, не дадут быстро разобраться, как нас будут обманывать и эксплуатировать по-новому. Из контуров можно очертить следующее:

— много цифровухи во всех проявлениях. Она удобна и плохо контролируема. Начиная от просмотра почты и до электронного голосования.

— большое переосмысление старых ценностей, включая религию, деньги и другие “вечные”ценности.

— переосмысление понятия “ответственность” и “обязательства”. Они станут еще менее явными и редкими.

— де-персонализация и де-профессионализация. Это мы уже видим очень отчетливо, но дальше будет хуже.

— сбрасывание государством социальной ответственности как таковой.

Какой будет средняя зарплата в отрасли или курс доллара — это уже тактика и детали. Важно другое — дадут ли вам что-нибудь купить на них. Например, наш президент считает, что средний класс это зарплата 17 тыс рублей (200 долларов по текущему курсу) в месяц. Выводы делайте сами.

Какие последствия для нашей торговой отрасли? Может случится так, что писать скоро станет не о чем. Всю новостную повестку определяют глобальные новости. Процессы клановой борьбы в торговле развиваются на уровне рефлексов, которые просты и незамысловаты. Кулачные бои деревенских мужиков прервались ядерным взрывом — мужики оторопели, и не знают что делать и кого теперь мутузить. Побросали свои рабочие дубины и замерли. Кланы, которые успели к марту получить стратегическое преимущество, теперь могут посмаковать его подольше. Те же, кто его потерял, продолжат терять дальше. У нас теперь эффект Slo-Mo (замедленная съемка). Отложены увольнения и отсмотр новых кандидатов, отложены тяжелые межклановые удары и внутренние изменения. Кто-то испугался, кто-то притаился, кто-то разбирается с новой диспозицией и выстраиванием ее под себя. Словом, отложено все.

Один из самых важнейших факторов сейчас — девальвация предыдущих обязательств и их полное обнуление. Кто-то прикроется вирусом, кто-то долларом, кто-то тотальной неразберихой. Наш Президент хорошо чувствует (или знает) будущее, и поэтому вопрос обнуления президентских сроков теперь выглядит, как часть чего-то несоизмеримо большего. Возможно, он знал, что будет тотальное обнуление и в этой связи решил тоже использовать удачный момент. Скорее всего, нам придется обнулить все тренды и прогнозы по развитию отрасли и действию ключевых персонажей внутри нее. Меняется все в течение не то чтобы дня, а в течение часов и минут. Все это понимают, включая дураков, и не отсвечивают лишний раз в сложный период. Если взять, например, ожидаемое нами поглощение Сбером небезызвестного лидера торговли, то ситуация такая, что и главу Сбербанка могут поменять. ВТБ тоже занят немного другими делами — впереди голосования по судьбе Президента. Прям хоть уходи на летние каникулы до сентября.

Переход на удаленку и карантин ясно покажет всем, какие профессии действительно делают работу в ритейле и в стране вообще. Наверное мы поймем, что строители, пекари, хирурги, грузчики и водители гораздо важнее “маркетологов”, “менеджеров” и “консультантов”. Эти люди не могут уйти на удаленку, за что им большой человеческий поклон. Удаленка, в случае разворачивания ситуации в неблагоприятную сторону, может обернуться неоплачиваемым отпуском или сокращением. То, о чем писали мы, теперь пишут непреодолимые обстоятельства — бездельников и паразитов придется сокращать уже под гнетом ситуации. Но мы знаем, что сокращать буду не по проф-необходимости, а по метке “свой-чужой”, и может быть даже наймут консультантов по “эффективной оптимизации”. Так что держитесь добрые люди, будет трудно.

Еще одно очень важное переосмысление времени — сомнительная необходимость каждый день ехать в душный офис к 9-ти утра, да еще и, например, в костюме. Такая декорация работы в наше время выглядит чересчур наивно. Если ты не выпекаешь хлеб и не строишь дом, то зачем тебе каждый день ездить в офис — нагружать транспорт, заражать окружающих своими болезнями, и морочить голову друг другу в офисе? Ситуация обнажает недостатки текущей концепции “работания”, и требует изменений. Не хочешь измениться — уйдешь со сцены. Именно поэтому, мы и говорим насколько важен реальный эксперимент с удаленной работой из дома. Если сейчас окажется, что цифровуха у нас липовая, то все основные процессы встанут колом. Взять, например, процедуру проверки качества на вновь вводимые товары — Вы реально будете сейчас пытаться дистанционно проверять этикетки на гречке, правильно ли там все буковки написаны? Или дистанционно менять дизайн СТМ с красного на зелененький? Очень рекомендуем использовать момент и почиститься от выдуманной работы.

Ситуация заставляет традиционные магазины стать более онлайновыми, а интернет-магазины подтянуть логистику до уровня оффлайна. Конкурентное пространство сжимается. Если он-лайн торговля подтянет логистику, то может похоронить много красных и оранжевых магазинчиков, ошибочно считающих себя удобными. Традиционная торговля демонстрирует искусство прокрустинации, в то время как онлайн активно шевелится. Инъекция продаж крупы и туалетной бумаги погружает руководство традиционки в блаженную негу, в которой они видят перевыполнение планов первого квартала. А выполнение плана — это период, когда можно целиком отдать себя извлечению доп. доходов и распилу бюджетов. Повышение цен все равно случится, только во втором квартале, а это уже совсем другая история.

Отдельно хочется сказать про автозаказ. Мы его “обучаем” уже лет 10 работать слаженно и предвидеть все колебания спроса. Грузим и грузим в него данные и коэффициенты уже много лет, но наше руководство не понимает, что жизнь — это генератор случайных событий, и каждый новый год уже никогда не будет похож на предыдущий. Сейчас уже даже температурные сезоны не совпадают. А в этом году перестанет повторяться вообще все. Сделайте простую вещь — посадите представителя поставщика в свои отделы логистики — начните заказывать с учетом проблем сырья и его себестоимости. Да, да, мы знаем, что есть такие “пилотные проекты”. Но с кем они есть? — с Юнилевером, Марсом и Нестле! — Эх Лаврентий Павлович, сколько же работы тут для вас накопилось.

Может кто и не заметил, но уже начинаются разговоры, что мол во Франции, могут национализировать особо важные предприятия. Так, так, так, — это мы любим. Торговля, безусловно, должна идти в первой пятерке, если что (аналогия с Пятерочкой чисто случайная, но не простая). Как только определимся с будущим Германа Оскаровича, так и продолжим. Мы не думаем, что государство как-то поменяло свои планы насчет торговли. Так что теория глобального объединения отрасли, озвученная нами весной 2018 года, пока существует в спящем режиме.

Какие ближайшие действия мы увидим у игроков отрасли? Безусловно, будут неуклюжие попытки “помаркетить” на теме поддержки населения, но поскольку качество этой науки у нас ниже плинтуса, то мы увидим неудачные плевки на тему “а у нас дешево” и “давайте фотографироваться вместе”. Быть может, есть еще толковые самородки среди рынковедов, которые покажут в единичном случае нечто интересное. Те, кто был на излете, будут выдавать выполнение планов 1-го квартала как свои заслуги и пытаться выторговать время. Это относится ко всем сетям из первой пятерки. В апреле нас ждет борьба за новые цены и стабилизация товарных запасов — будем снова кормить автозаказ табличками Эксель. Обрушится решение текущих вопросов с поставщиками, поскольку все на удаленке, а взаимодействовать друг с другом в такой ситуации они не могут. Ухудшится все, с чем было плохо до потопа: импорт, фрукты и овощи, СТМ, свежак 4-7 дней, толковые акции лояльности, порядок в магазинах…

Готовьтесь товарищи — мы будем жить теперь по-новому. Лучше или хуже — зависит от восприятия ситуации.Источник Статья добавлена superbiznes
01.04.2020 09:15

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение