#1
Юнис Теймурханлы
Отельер, владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция"(СПБ)


«С завтрашнего дня мы переходим на режим частичной консервации гостиницы — полностью закроем одно из зданий», — скомандовал я в понедельник на экстренном заседании оперативного штаба моего отеля «Гельвеция».

Менеджеры собрались в комнате для переговоров и растеряно смотрели на меня, финансового директора и юриста отеля, сидевших во главе большого стола. Нам предстояло совместно с топ-менеджерами сформировать оперативный штаб гостиницы и принять нелегкое, но важное решение — в связи с пандемией коронавируса «сжать бизнес», чтобы минимизировать операционные затраты предприятия, и «залечь на дно» до первого мая 2020 года, чтобы минимизировать убытки.

Индустрия туризма и гостеприимства в России фактически остановилась — из-за запрета на въезд иностранных граждан с 18 марта по 01 мая 2020 года и практически полного прекращения поездок россиян внутри страны — как туристов, так и деловых людей. А также из-за отмены гастролей артистов, музыкантов и даже кинопроизводства — по причине запрета на проведение массовых мероприятий.

«В апреле падение загрузки продолжится. И нам придется «сжаться» всего до одного этажа, выведя из эксплуатации около девяноста процентов номерного фонда «Гельвеции». А может и вовсе закрыться на месяц — до первого мая», — ошарашенные менеджеры внимательно слушали меня, переглядываясь друг с другом. Подобное они слышали впервые.

К слову, временное закрытие (консервация) гостиниц — весьма распространенное явление. Курортные отели в разных частях мира (в горах и на побережье) практикуют сезонные закрытия предприятий. Различные природные катаклизмы, политические конфликты и техногенные катастрофы нередко приводят к непродолжительной паузе в деятельности гостиниц в целых регионах.

Временная остановка операционной деятельности отеля — весьма эффективная мера для экономии операционных издержек предприятие на период вынужденного простоя. Ведь доля расходов любой гостиницы очень высока. И составляет не менее 60 процентов всех операционных доходов среднего отеля. Не менее 40 процентов затрат — это фиксированные расходы (fixed costs), две трети из которых — затраты на содержание персонала. Это заработная плата, премии, налоги с зарплат, сборы и отчисления в различные фонды, отпуска, социальные пакеты (страхование, питание сотрудников и униформа). Одну треть фиксированных издержек составляют коммунальные платежи и эксплуатационные расходы на содержание здания, территории, номерного фонда и прочей инфраструктуры гостиницы, коммуникаций, систем жизнеобеспечения.

Еще 20 процентов — это переменные затраты (стирка белья, косметические средства и средства гигиены в номерах, тапочки и одноразовые принадлежности, полиграфическая продукция, расходы на уборку номерного фонда, инфрастуктуры и территории гостиницы, мелкий ремонт, огромные комиссионные вознаграждения агентам, подарки гостям и прочие расходы).

Оставшиеся 35-40 процентов — это операционная прибыль (GOP или EBITDA) гостиницы. Чистая прибыль гостиниц (NOP) отелей обычно составляет 15-20 процентов от операционных доходов.

«Сжатие» или временное закрытие отеля — единственная возможность резко снизить затраты, спастись от убытков. И не разориться. Кто не успел — тот опоздал.

В сезонных гостиницах основной состав сотрудников при закрытии обычно оставляют в штате. А на период консервации продолжают выплачивать заработную плату, но по более низкой ставке. Временный персонал распускают до следующего сезона. И заново набирают за месяц до открытия.

Само здание закрывают — отключают вентиляцию, кондиционирование, перекрывают водоснабжение и электричество. Отключают лифты.

В период полного или частичного внепланового закрытия гостиниц в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, такими как нынешняя пандемия, решения принимает оперативный штаб гостиницы — в зависимости от актуальной загрузки и ее прогнозов на ближайший период. Так, весь персонал при внеплановом закрытии, как правило, оставляют в штате. Но переводят на укороченные графики работы со снижением заработной платы. А большинство отправляют в отпуска — оплачиваемые либо за свой счет.

Комнаты перед закрытием тщательно готовят к консервации — с кроватей снимают чистое постельное белье, упаковывают в герметичные мешки одеяла и подушки. И отправляют инвентарь в бельевые комнаты или на склад. Инвентарь хранят на стеллажах в открытом виде в проветриваемых помещениях. Туда же отправляют всю «махру» (полотенца, халаты) и косметические принадлежности. Перед консервацией номеров обязательно разбирают мини-бары — напитки отправляют на основной склад гостиницы. А продукты с ограниченным сроком хранения — орехи, чипсы, шоколад — распродают через мини-бары в работающих номерах, через рестораны отеля. Если отель и ресторан закрываются полностью — продукты возвращают поставщикам или реализуют через специализированные торговые точки. А многие позиции попросту списывают.

По окончании низкого сезона или отмены событий непреодолимой силы гостиницы довольно быстро перезапускаются и возобновляют свою хозяйственную деятельность в прежнем режиме.

Но в этом году обстоятельство непреодолимой силы, пандемия коронавируса шагнула за пределы региона и даже континента. Она затронула весь мир, парализовав всю мировую отрасль путешествий — авиакомпании, круизные и туристические компании, гостиницы, найм жилья airbnb, рестораны, службы аренды автомобилей.

Мировой коллапс отрасли такого масштаба произошел впервые со времен второй мировой войны. Его последствия всерьез коснутся всех без исключения игроков индустрии, вызовут глобальный экономический и финансовый кризис, вовлекая другие отрасли мировой экономики. Уже сейчас убытки авиакомпаний в США составляют по разным оценкам не менее тридцати миллиардов долларов.

Правительства большинства стран в срочном порядке принимают меры поддержки туристической отрасли — вводят налоговые каникулы, предоставляют отсрочки по аренде госимущества, гарантии для получения льготных кредитов, выплачивают различные компенсации игрокам отрасли.

Но всерьез изменить ситуацию может только окончание острой фазы пандемии, прекращение паники и отмена ограничительных мер на передвижение людей.

По прогнозам специалистов, несмотря на то, что коронавирусная инфекция еще будет долго гулять по планете, вызывая сезонные вспышки в различных регионах мира, сам пик пандемии и паника отступят в течение ближайших двух-трех месяцев. Обнадеживающие сигналы начали поступать от выздоровевших граждан КНР. Им уже не терпится отправиться в путешествия. Гостиницы в России уже получают первые заявки на бронирования от китайских операторов на летний сезон этого года.

Но свет в конце тоннеля все же есть.

В то время, как другие отрасли мировой экономики начнут следом валиться в глубокий кризис, туристическая отрасль (прежде всего сектор въездного туризма) и весь гостиничный кластер первыми начнут восстанавливаться после отступления пандемии. И будут довольно быстро расти. Ведь в России отрасль производит экспортную услугу. И получает значительные доходы в иностранной валюте — от иностранных туроператоров и отдельных туристов.

Драйвером роста индустрии гостеприимства станет резко подешевевший рубль и отложенный спрос на путешествия со стороны иностранцев, прежде всего азиатских туристов. Статистика показывает, что страны с подешевевшей валютой быстрее остальных приходят в себя, испытывая резкий рост порой ажиотажного спроса со стороны иностранных путешественников на свой туристический кластер.

Резко подешевевший рубль станет стимулом спроса и на внутренний туризм. Ведь россияне, стремительно теряющие доходы в иностранной валюте, будут массово отказываться от поездок за рубеж, заменяя заграничные путешествия поездками по стране.

«Ну, а пока — на ближайшие два месяца — я предлагаю отделу продаж разместить на сайте отеля необычное и весьма выгодное специальное предложение — самоизоляция в отеле «Гельвеция» на период пандемии», — предложил я находящейся в прежнем ступоре директору отдела продаж. «По фиксированной стоимости месячного найма квартиры мы предложим арендаторам стандартные, улучшенные номера, полулюксы и даже люксы «Гельвеции». В стоимость аренды мы включим: регулярные уборки номера, смену постельного белья и косметических средств, полную комплектацию номера. И даже «шведский стол» для завтраков», — в глазах менеджеров появилось оживление. «В конце концов, на ближайшие три месяца я, возможно, стану нашим первым гостем-арендатором. В самоизоляции».Источник Статья добавлена superbiznes
21.03.2020 11:46

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение