#1
Виктор Адамов, независимый член совета директоров в розничных компаниях «Джем» и CEO в «Supplax», считает, что из союза «Магнита» и «Почты России» не выйдет ничего путного, а синергия в этом случае так и останется просто красивым словом

Почему из союза «Магнита» и «Почты России» не выйдет ничего путного, рассказал MarketMedia Виктор Адамов.

Существует большое количество слов в бизнес-словаре, которые звучат завораживающе, но к использованию которых надо подходить очень осторожно. Часто бывает, что компании приступают к воплощению какой-нибудь идеи, подкрепившись правильным термином и уверовав в магическое значения слова, которое стоит за этой идеей. Одним из таких слов является «синергия», которое подразумевает, что если две компании объединят усилия, то результат от такого объединения превзойдет сумму результатов каждой из компаний по отдельности.

Бывает такое, что кажущаяся синергия так и остается иллюзией. Об одной такой иллюзии я бы и хотел поговорить. Речь пойдет о решении «Почты России» и «Магнита» продавать часть ассортимента продуктового ретейлера в отделениях связи.

Первый вопрос, который возникает, — зачем? Зачем это «Почте России», зачем это «Магниту»? Как мы знаем, «Магнит» теперь принадлежит государственному банку ВТБ, а «Почта России» и вовсе государственная структура. Похоже, сидели два государственных мужа и думали, а как эти две компании могут быть друг другу полезны, и пришли в итоге к такому интересному решению. Удивительно не само это решение, странно то, что не дошли до того, чтобы «Магнит» выдавал посылки. Возможно, проницательный читатель задастся вопросом: отчего я так негативно и с сарказмом разбираю этот случай? Попробую объяснить.

Главная задача у «Почты России» какая? Правильно, доставлять корреспонденцию и посылки. Как «Почта России» справляется с этой задачей? Прямо скажем — не очень, притом что надо отметить видимые улучшения в последнее время. Я тщетно пытался найти на сайте «Почты России» данные о структуре выручки и прибыли, поэтому буду оперировать информацией из сторонних источников.

Итак, выручка нашей почты в 2017 году составила 178 млрд рублей, или что-то около $3 млрд, при этом 35% выручки — это финансовые услуги (возможно, выдача пенсий или денежные переводы), то есть то, что не является назначением почты.

Для сравнения: выручка USPS (U.S. Postal Service, США) за этот же период — $69 млрд, и это только посылки, корреспонденция и то, что связано с этим. Ну хорошо, население в США больше, паритет покупательной способности другой. Согласен, разделим на 2, 5 — разница в населении, останется $27, 6 млрд; приведем к единым ценам с помощью BigMac Index, еще разделим на 2, 7. Остается $10, 2 млрд. То есть в три с лишним раза больше, притом что у ближайшего конкурента — UPS (United Parcel Service) выручка примерно такая же — $65 млрд. США не пример? Хорошо. В Канаде с населением 37 млн выручка Canada Post — $5, 9 млрд, в Австралии, где живет 24, 6 млн, у Australia Post — $4, 8 млрд.

Конечно, можно заниматься денежными переводами и продавать макароны, можно еще салон красоты открыть и ремонт ноутбуков, но мы не посылаем письма и посылки не потому, что послать нечего, а потому, что от начала и до конца процесс отправки «Почтой России» заставляет нас напрягаться. Мы не знаем, сколько проведем времени на почте, сколько будет идти посылка и как долго ее будут получать.


Мой последний опыт отправления заказного письма был из Абакана в Петербург. На почте принимали только наличные, сдачу давали мылом, а письма пришли на мой питерский адрес вместо адресатов через полтора месяца после отправки. Я не говорю, что всё плохо, возможно, мне так не повезло. Но, как бы то ни было, руководству «Почты России» вместо того, чтобы создавать иллюзию выручки, надо отбросить всю шелуху и сделать так, чтобы у нас появилось доверие к основному сервису компании. Это потребует времени — может, 3 года, а может, 5 лет, но эффективно работающая почта — это одна из функций государства, которая формирует и укрепляет экономические связи между регионами. Хорошо работающая почта делает для укрепления государства куда больше, чем любая национальная гвардия.

Также не совсем очевидно, зачем «Магниту» использовать «Почту России» как филиалы своих магазинов. После перехода компании под контроль банка ВТБ первой новостью было решение о закрытии всех гипермаркетов «Магнита», так как они не очень эффективны. Это несколько спорное решение, но тем не менее в нем можно прочитать хоть какую-то логику — компания намеревается сфокусироваться на ключевом формате магазина возле дома. Отлично. Но зачем тогда после этого начинать поставки в отделения «Почты России»?

Поскольку за 2018 год отчета еще нет, то я взял данные за 2017-й. Просто посчитаем. У «Магнита» 16, 35 тыс. магазинов на конец 2017 года при выручке 1, 143, 314 млн рублей (один триллион сто сорок три миллиарда триста четырнадцать миллионов). Эти цифры включают и гипермаркеты, и магазины дрогери. Получается, что средняя выручка магазина составляет около 70 млн рублей в год.

Сколько может дать одно отделение связи, при условии, что там будет представлен весьма ограниченный ассортимент? В лучшем случае 2% от средней выручки, то есть 1, 4 млн рублей в год. У «Почты России» больше 40 тыс. отделений связи. В которые из них «Магнит» собирается делать поставки? Если предположить, что охватить получится малые села, где со снабжением продовольствием не очень хорошо, то это около 5 тыс. отделений. Таким образом, выручка от проекта может составить 7 млрд рублей, что добавит аж целых 0, 6% к обороту ретейлера. Что и говорить, это внушительные цифры. Такую же выручку дадут 120 новых магазинов.

Давайте ответим себе на вопрос, что лучше для компании — продавать шоколадные батончики и макароны через отделения связи или открывать новые магазины? На мой взгляд, партнерство с отделениями связи не поможет «Магниту» обойти по выручке основных конкурентов. Более того, подобные инициативы только отвлекают ресурсы от основной деятельности.

Есть еще одно предположение, что симбиоз продуктового ретейлера и почтового сервиса позволит обеспечить труднодоступные районы необходимым продовольствием. Исходя из того, что мне приходится наблюдать в небольших городах нашей родины, торговля продуктами питания — это одна из немногих сфер деятельности наряду с продажей одежды, торговлей стройматериалами и едальнями (не знаю, как правильно назвать), которая осталась без внимания государства и поэтому развивалась достаточно успешно, и даже в самом отдаленном уголке можно найти вполне себе приличный продуктовый магазин.

Задача эффективного менеджмента — сделать так, чтобы профильный актив работал на максимум своих возможностей. В этом случае стоимость каждой транзакции уменьшается, так как сокращается вариативность. Запуск же данного сервиса только отвлекает ресурсы и повышает затраты непропорционально росту выручки, что в итоге оказывает негативное влияние на доходность бизнеса.

Когда я заканчивал писать этот материал, еще одна похожая новость взорвала Интернет — Сбербанк собирается в своих отделениях выдавать онлайн-заказы «Яндекса».

Один из персонажей мультфильма «Простоквашино» говорил, что вместе только гриппом болеют, а с ума сходят поодиночке. Выходит, ошибался.Источник Статья добавлена superbiznes
31.01.2019 12:42
    #2
    14.02.2019 14:44
    Откуда: Москва
    Сообщений: 433
    Карма: 3.82
    Предположу , что из за логистики! Есть куст магазинов и к имеющимся своим магазинам добавляются доставки по почтам! Логистика будет в выиграше, а в целом продажи слабенько вырастут. А все дело в акциях, ХЭ5 на акции поставщиков пердолит только так…

        Информация

        Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение