• Главная » 
  • Статьи » 
  • 7 новых торговых форматов, которых пока нет в России
#1
Магазины для пожилых людей, магазины-кухни, магазины экспериментальных товаров — «РБК.Отрасли» рассказывают о новых торговых форматах, запущенных гигантами глобальной розницы или западными стартапами, но пока не вышедших на российский рынок.

1. Сеть магазинов Pop-Up

Пример: Chronostock (Бельгия и Франция)

Формат Pop-Up Store («всплывающий магазин») известен давно — суть его в том, что магазин открывается на ограниченный срок, от нескольких дней до нескольких месяцев, но становится (усилиями маркетологов) настоящим событием. С целью продвижения своих товаров необычные магазины Pop-Up представляли многие известные бренды: Marc Jacobs, Louis Vuitton (знаменитые магазины в форме чемоданов, в том числе и в России), аdidas (магазин в форме коробки из-под кроссовок в Лондоне), H&M (магазин на пляже в Голландии в виде кабинки для переодевания), Uniqlo (светящийся куб в Нью-Йорке) и многие другие.

В Европе уже работают компании, полностью специализирующиеся на временной торговле, — вроде бельгийской сети Chronostock, которая считается там лидером формата, хотя контрольный пакет акций компании недавно был оценен всего лишь в €200 тыс. Компания выбирает пустующие торговые помещения и арендует их на срок до шести месяцев, устраивая там мини-аутлеты известных брендов. Их специализация при этом может быть разной: мелкая бытовая техника, товары для дома и кухни, игрушки, вина, текстиль и так далее. За все время существования компания открыла (и закрыла) 280 магазинов, единовременно у нее сейчас работает около десяти точек в Бельгии и Франции.

2. Одежный дискаунтер

Пример:

Primark (Ирландия, Великобритания, Испания, Португалия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Италия, Франция)

Кажется, что ниша недорогой одежды давно занята H&M, Zara и Uniqlo, работающими в формате fast fashion. Однако на рынок выходят новые ретейлеры, по сравнению с которыми все три перечисленные марки кажутся уже дорогими, — вроде сети ирландского происхождения Primark, принадлежащей компании Associated British Foods (владелец бренда чая Twinings). В Европе сеть Primark, которая включает более 350 магазинов, становится сегодня новым нарицательным именем для одежды по низким ценам: джинсы там будут стоить примерно 10 £/€, а самая дорогая куртка — около 25. Стоимость товара в данном случает становится главным аргументом и пишется на большой ламинированной табличке, из-за чего никто не ищет ее на ценниках, а покупатели осаждают эти магазины толпами. Обновляя коллекции несколько раз в день, Primark позиционирует себя уже не как fast fashion, а как up-to-the-minute fashion. И пока H&M стагнирует, прибавляя в выручке по 4% в год, и закрывает магазины, выручка Primark растет на 15–20%. Не случайно шведский гигант подхватил идею и уже открыл первый магазин своей новой марки off-price Afound в Мальме.

3. Магазин минимального потребления

Пример: Franprix (Франция и Бельгия)

Пока одни работают над тем, чтобы увеличить средний чек, другие пытаются играть на его оптимизации. В Европе все чаще звучат призывы отказаться от пластиковой упаковки и перейти на безотходное потребление.

Сеть Franprix, принадлежащая французской группе Casino (выручка — более €50 млрд в год), изначально создавалась как дискаунтер. Однако в 2015 году, когда его продажи стали падать, ретейлер перезапустил формат, закрыл часть точек и стал позиционировать обновленную концепции как магазины-кухни. У продуктов, реализуемых в Franprix, короткий срок хранения и минимальная упаковка (кое-что даже предлагается в розлив). У потребителей есть возможность готовить на месте, чтобы не покупать лишнего домой, или выбирать уже готовые блюда. Проект оказался успешным: по итогам 2017 года Casino Group показала рост выручки офлайновых магазинов, а в 2018-м открыла первый Franprix в Бельгии.

4. Гигант в миниатюре

Пример: IKEA (49 стран), Leroy Merlin (12 стран)

Формат загородных магазинов-складов пережил в Европе настоящий бум, но сегодня его все чаще подвергают критике — к примеру, в Бельгии даже звучат предложения обложить их дополнительными налогами. Причины — ущерб, наносимый ими локальной торговле, и пустующие коммерческие помещения, которые портят облик небольших городов. Но и сами гиганты уже не растут такими темпами, как раньше, и пересматривают стратегию — с развитием онлайн-торговли многие потребители больше не хотят проводить выходные в шоурум за городом. С 2015 года IKEA по всему миру открыла 24 магазина нового формата площадью около 4 тыс. кв. м (стандартная загородная IKEA занимает 25 тыс. кв. м), расположенных в центре города или рядом с ним. А в Лондоне и вовсе побили рекорд минимализма — новая IKEA занимает там всего 900 кв. м. В России мини-IKEA тоже должна появиться в ближайшее время в ТК «Авиапарк».

Недавно этот тренд подхватил один из крупнейших мировых операторов DIY Leroy Merlin, который открыл в центре Парижа первый магазин площадью 5 тыс. кв. м вместо стандартных 20 тыс. кв. м. В нем представлены около 30 тыс. наименований товаров (из примерно 100 тыс. реализуемых онлайн), а также предлагаются дополнительные услуги: прокат инструментов и рабочих мест, обучающие курсы, помощь мастеров на месте.

5. Магазины для пожилых людей

Пример: Bien chez moi (Франция)

Концепцию супермаркетов для пожилых людей разрабатывает французская группа Intermarche (оборот — около €25 млрд в год). Первый такой магазин под названием Bien chez moi еще только готовится к открытию в Нормандии в небольшом городе с населением 15 тыс. человек. Площадь супермаркета — всего 200 кв. м. В нем будут предлагаться продукты, наиболее востребованные людьми в возрасте, а продавцов заранее подготовят для работы с этой аудиторией. Кроме того, там планируется проводить встречи и мероприятия для пожилых. Все дополнительные услуги, разумеется, будут заложены в цену товаров.

6. Отделы дешевых продуктов

Пример: Auchan, Carrefour, Leclerc (Франция)

В продуктовых гипермаркетах все более популярными становятся отделы «До 1 евро», где выставляются товары из каждой категории, от снеков до мясной гастрономии, отобранные по принципу минимальной цены. Занимая, как правило, отдельную торговую зону, они фактически становятся «магазинами в магазине» и никак не перекликаются с частными торговыми марками компаний. К примеру, Auchan начал развивать это направление еще с 2010 года, постепенно добавляя все больше наименований. В настоящее время только биопродуктов в этой категории более 50.

Формат «Все по одной цене» давно существует в непродовольственном ретейле, в том числе и в России (FixPrice), поэтому не исключено, что его приход в ретейл продуктовый — только вопрос времени.

7. Магазин экспериментальных товаров

Пример: Story (США), KaDeTe (Германия)

Данный формат еще не получил широкого распространения даже в Европе: самым известным его представителем является нью-йоркский магазин Story, приобретенный в мае нынешнего года американским гигантом — сетью универмагов Macy's (акции последнего на новостях об этой сделке поднялись на 2%). Суть формата в том, чтобы быть площадкой для экспериментов: магазины продают товары, которые еще не вышли в массовое производство, и одновременно изучают реакцию клиентов. Часть выручки, соответственно, поступает от производителей. Нечто похожее для продуктового сектора пытаются запустить предприниматели из Германии, создатели напитка Matcha You. Столкнувшись с тем, что при продвижении своего товара им было очень трудно найти площадку для получения обратной связи, они придумали специализирующийся на новинках магазин под брендом KaDeTe. Однако он пока еще не открылся.Источник Статья добавлена superbiznes
05.07.2018 09:50
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • 7 новых торговых форматов, которых пока нет в России

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2018 Пользовательское соглашение