• Главная » 
  • Статьи » 
  • ТС Звездный "Гибель местных ретейлеров — на совести производителей"
#1
Магазины "Звездного" распродают остатки товара по сниженным ценам и рассчитываются с поставщиками. В освободившихся помещениях компания X5 Retail Group откроет супермаркеты и дискаунтеры. Опыт такого рода уже есть — летом 2016 г. "Звездный" передал федеральному ритейлеру 15 своих точек в Екатеринбурге. Итоги торговли "Пятерочек" и "Перекрестков" за шесть месяцев показали — на тех же площадках арендатор зарабатывает больше, чем собственник объектов. Валерий Бубнов, член совета директоров ТС "Звездный", полагает, что падающие доходы населения не позволяют использовать прежнюю бизнес-модель, а конкурировать с федеральными сетями по цене компания не готова.

— Летом прошлого года руководители "Звездного" рассказали DK.RU о новой концепции ритейла, которую собирались реализовать в 2017 г. Однако не прошло и года, как акционеры решили свернуть розницу. Почему вы отказались от прежних намерений?

— Это осознанное и, на мой взгляд, правильное решение собственников. Мы проанализировали цифры — оборот с квадратного метра, динамику изменения покупательского спроса при вводе новых категорий. И пришли к выводу, что в нынешних условиях тот формат, который рисовался у нас в головах, не станет широко востребованным, а значит, и экономически целесообразным. Реальность такова, что большинство потребителей покупают только то, что могут себе позволить. Это касается и федеральных ритейлеров, и немногочисленных уже региональных. Продавать удается либо товар, участвующий в промо-акциях с глубокими скидками, либо продукты узкого ассортимента — хлеб, молоко, яйца, колбасу. Расширять матрицу или экспериментировать с собственным производством бесполезно — все эти попытки наталкиваются на дефицит потребительского спроса.

— То есть вы просто махнули рукой, сказав: все равно ничего не выйдет?

– Я разговаривал с одним из ритейлеров областного масштаба — у него непродуктовая розница, около сотни магазинов. После установки онлайн-касс, отправляющих информацию в налоговую, его компания уже не сможет выдавать сотрудникам зарплату в конвертах, и работать ей будет не в пример сложнее. А "Звездный" — прозрачная структура, которая платит белую зарплату, налоги и проходит ежегодный аудит. Если не уводить бизнес в тень, то сделать его достаточно прибыльным — задача почти невозможная. В лучшем случае обойдется без убытков, поскольку основной поток покупателей ориентируется на федеральные сети, предлагающие низкие цены. Оставшегося ручейка недостаточно, чтобы поддержать на плаву 12-15 точек "Звездного" с существующей управленческой инфраструктурой и выбранной моделью ведения бизнеса.

Лучший выход для собственников — остаться в арендном бизнесе: он более предсказуем, привлекателен и надежен. И, с точки зрения чистой прибыли, гарантирует надежный и более высокий доход. Другого выхода у акционеров нет. Мы знаем множество примеров, когда местные торговые сети, не успевшие вовремя уйти со сцены, накапливали убытки, кидали поставщиков, отказывались возвращать кредиты и объявляли себя банкротами. Но "Звездный" будет рассчитываться и с контрагентами, и с работниками компании — это твердая позиция собственников.

— Как отнесся к решению акционеров гендиректор сети Александр Райсих?

— Будучи членом совета директоров он тоже голосовал за выход из розничного бизнеса, потому что это экономически целесообразно.

— Сеть "Елисей", работающая в формате, близком "Звездному", недавно открыла супермаркет неподалеку от "Пятерочки", "Монетки" и "Магнита". У ее собственников больше оптимизма?

— Мы дважды встречались с Александром Оглоблиным (гендиректор сети "Елисей". – Прим. ред.) и его менеджерами, чтобы обсудить возможное стратегическое партнерство. Это команда, которая работает очень профессионально, делает все возможное, чтобы успешно конкурировать с федеральными сетями. Они — молодцы, я готов снять шляпу. Но даже если бы "Звездный" и "Елисей" создали общую надстройку, управляющую всеми бизнес-процессами, сдача помещений в аренду все равно остается более доходным занятием.

— Прогнозов, что народ станет богаче, эксперты не дают. Это значит, что формат "Звездного" уже не вернется?

— Если люди начнут зарабатывать больше, возможно, они изменят модель потребления. Но парадокс в том, что государство, с одной стороны, декларирует борьбу с инфляцией, а с другой, прислушивается к воплям товаропроизводителей, обвиняющих торговые сети во всех грехах. При этом как дистрибьютор я вижу, что именно производители виноваты в крахе прежней системы ритейла, при которой федеральные сети мирно уживались с региональными сетями и мелкими частными магазинчиками.

— В чем вина производителей?

— Тут два момента. Первый — раздача входных бонусов, начавшаяся, когда иностранные компании, в первую очередь, METRO и Auchan, стали требовать с российских предприятий плату за вход. Это старая история, когда на встрече с президентом страны один из совладельцев компании Вимм-Билль-Данн признал, что они сами открыли этот ящик Пандоры, и система входных бонусов распространилась по всему рынку. Российские ритейлеры быстро переняли эту практику.

Второй момент в том, что производители начали давать торговым сетям цены гораздо ниже, чем дистрибьюторам. Ведь что такое дистрибьюторский бизнес? Я получаю товар на склад, храню его и развожу по магазинам, а те добавляют свою наценку и продают в розницу. Но поставщикам удобнее один раз договориться с крупной сетью и отдать ей 50-60-70% своей продукции, чем распылять усилия на региональных дистрибьюторов. Так что эта страница в хронике ритейла перевернута — модель с дистрибьюторами, мелкими сетями и независимой розницей приказала долго жить. Сегодня спрос настолько эластичен к цене товара, что разница в 5% уже критична, а когда речь идет о разрыве в 30-40%, региональным сетям вроде "Звездного" трудно убедить людей, что их цены справедливые. Я прекрасно понимаю покупателя — он не хочет переплачивать ни копейки, потому что этой копейки у него нет.

— Но вместе с региональными сетями потерпят крах и региональные производители?

— А куда им деться? На мой взгляд, тут два варианта. Они могут развивать собственную розницу — примеры такого рода есть, вспомним хотя бы компанию "9 островов". Она создала независимую систему сбыта — киоски и магазинчики, а потом представила федеральным сетям статистику продаж и убедила, что товар пользуется спросом у покупателей. После этого их продукцию ввели в ассортимент на выгодных условиях. Чем не путь?

Другой вариант — перенять опыт, к примеру, Ирбитского молочного комбината, который модернизировал производство, запустил новые продукты, сделал редизайн упаковки и добился такой востребованности у жителей области, что теперь его продукция присутствует практически у всех федералов в Екатеринбурге. Но для этого нужны стабильное качество продукции и большой объем производства, гарантирующий бесперебойные поставки. Такой подход требует вложений.

А если ты просто делаешь у себя на подворье сыр, продавать его лучше на рынке. Но все стремятся попасть на полку, например, в "Ленте", полагая, что после этого их проблемы со сбытом решатся сами собой. Но это все равно, что наладить выпуск труб и кричать: почему Газпром не покупает мою продукцию? Но ведь по этому поводу никто не устраивает дебаты в Госдуме, защищая право любого производителя металлопроката поставлять свою продукцию газовому монополисту.

— Может быть, для пищевиков это вопрос жизни и смерти.

— Вряд ли. О том, что бизнес сворачивают "Купцы", "Атланты", "Бест-маркеты", "Пикники", "Звездные", мы знаем — в России таких примеров сотни. А чтобы схлопнулся производитель продуктов питания, я сходу даже не припомню. Молочные, мясные и жировые комбинаты, птицефабрики, хлебопекарни, невзирая на жалобы их владельцев, держатся на плаву. Никто не стреляется, не банкротится, если не считать случаев, когда менеджер госпредприятия, утащивший очередной миллиард, сбегает на Канары. При этом сельхозпредприятия могут рассчитывать на льготные кредиты и субсидии, а торговым сетям государство не помогает, хотя в ритейле сегодня занята основная часть населения. Тот же "Магнит" — крупнейший частный работодатель в России, в штате которого 300 тыс. человек.

По большому счету, ритейл остается одним из основных драйверов экономики России. Но депутаты Госдумы странным образом лоббируют только интересы поставщиков и производителей. А те продолжают дискриминировать по ценам независимые магазины и региональные сети, рассказывая при этом, что ритейлеры пухнут от денег. Так вот, "Звездному", прибыль которого минимальна, перед уходом с рынка придется еще продать пару объектов недвижимости, чтобы со всеми расплатиться.

— Депутаты Госдумы хотят ограничить долю федеральных ритейлеров до 50%, чтобы спасти региональные сети. Это припарка мертвому?


— Закон ограничивает развитие федеральных ритейлеров, хотя именно публичные компании, развивающие сети "Магнит", "Пятерочка", "Лента", "Дикси" и "О`Кей", ожесточенно конкурируя между собой, удерживают низкие цены. Именно этого и хочет потребитель. Тогда в чем смысл инициатив Яровой, Лисовского и других популистов-законодателей? Ведь такой шаг ничего не даст — федеральные структуры быстро займут отведенные им 50% рынка и очень скоро конкурировать им будет не с кем. Местные сети вымрут, если доходы населения кардинально не увеличатся. И доля федеральных компаний автоматически достигнет 90% — им даже делать ничего не придется. Пока что это единственный прогноз, который я считаю реалистичным.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
22.06.2017 15:58
    #2
    27.06.2017 17:20
    Откуда: Краснодар
    Сообщений: 779
    Карма: 6.65
    Pavel_Mal написал(а):

    Но парадокс в том, что государство, с одной стороны, декларирует борьбу с инфляцией, а с другой, прислушивается к воплям товаропроизводителей, обвиняющих торговые сети во всех грехах. При этом как дистрибьютор я вижу, что именно производители виноваты в крахе прежней системы ритейла, при которой федеральные сети мирно уживались с региональными сетями и мелкими частными магазинчиками.


    Странно, обычно регионалы винят федералов, а тут во всем виноват производитель, однако… Видимо продажа/аренда объектов для Х5 не позволяет говорить в другом тоне. Просто идет эволюция рынка, зачем виноватых искать?
    Pavel_Mal написал(а):

    — В чем вина производителей?

    — Тут два момента. Первый — раздача входных бонусов, начавшаяся, когда иностранные компании, в первую очередь, METRO и Auchan, стали требовать с российских предприятий плату за вход. Это старая история, когда на встрече с президентом страны один из совладельцев компании Вимм-Билль-Данн признал, что они сами открыли этот ящик Пандоры, и система входных бонусов распространилась по всему рынку. Российские ритейлеры быстро переняли эту практику.


    И "Звёздный" тут не исключение, так же были "входные", от которых они не отказывались.
    Pavel_Mal написал(а):

    Второй момент в том, что производители начали давать торговым сетям цены гораздо ниже, чем дистрибьюторам. Ведь что такое дистрибьюторский бизнес? Я получаю товар на склад, храню его и развожу по магазинам, а те добавляют свою наценку и продают в розницу. Но поставщикам удобнее один раз договориться с крупной сетью и отдать ей 50-60-70% своей продукции, чем распылять усилия на региональных дистрибьюторов.


    У крупных сетей так же есть РЦ, на котором они хранят продукцию и свой транспорт для доставки по ТТ. Если "Звёздный" не взял эту функцию на себя, то это их вопросы.
        • Главная » 
        • Статьи » 
        • ТС Звездный "Гибель местных ретейлеров — на совести производителей"

        Информация

        Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
        FoodMarkets.ru © 2008−2017 Пользовательское соглашение